Конспект НОД в старшей группе для детей с нарушением зрения по теме «Кленовая аллея осенью»
Автор: Клабукова Елена Валерьевна, воспитатель КОГОБУ ШОВЗ «Хрусталик» города Кирова.
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД в старшей группе (5-6 лет) для детей с нарушением зрения по теме «Кленовая аллея осенью». Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в старшей группе, а именно, с детьми, имеющими нарушения зрения. Это конспект занятия, направленного на развитие творческих способностей и формирование изобразительных навыков у детей с нарушением зрения.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения по теме «Кленовая аллея осенью»
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие».
Цель: развитие творческих способностей и формирование изобразительных навыков воспитанников с нарушением зрения.
Задачи: Образовательно-воспитательные:
- Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности. - Закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форму, цвет, величину). - Упражнять в умении располагать изображение на листе бумаги с учётом его пропорций (вертикально). - Формировать творческие способности детей в создании выразительности рисунка способом «тычка». - Активизировать речь детей. - Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Развивающие: - Развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-компенсаторные: - Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику, ориентировку на микроплоскости, локализовывать кленовые листья из множества других.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, мольберт, репродукции осенних пейзажей (слайды), кукла «Осень», листья разных деревьев, гуашь, жёсткие кисти, стаканчики для воды, салфетки, тонированные листы А4 с нарисованным стволом и ветками клёна, магнитная доска, модель аллеи, трафареты кроны дерева, мягкие простые карандаши.
Предварительная работа: Беседы о временах года, деревьях; рассматривание иллюстраций; наблюдения за деревьями в природе; чтение художественной литературы; заучивание стихов об осени; знакомство с понятием «аллея»; рисование ствола дерева с ветками; рисование методом «тычка».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети входят в зал, встают лицом к воспитателю. Педагог загадывает загадку:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
II. Основная часть
Воспитатель: Скажите, что осенью происходит с деревьями?
Дети: Листья на них желтеют, краснеют, опадают.
Воспитатель: Почему листья меняют свой цвет?
Дети: Им не хватает солнышка.
Воспитатель: Посмотрите, как красивы деревья в осеннем наряде.
(Дети подходят к экрану, любуются пейзажами осени - слайды.)
Во время просмотра педагог читает стихотворение А. Кочергиной:
Что за чудо, что за диво!
Осень лес позолотила.
Золотистый клён стоит,
Золотой ковёр шуршит,
Под ногами позолота …
Солнца лучик золотой,
Ты украсил лес густой?
Золотистые рябинки,
И берёзы, и осинки,
Липки, ясени и дуб?
Позолота там и тут!
Воспитатель: Ребята, вспомните стихи о золотой осени.
З. Федоровская (Читает ребёнок.)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осины, только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите, роща золотом одета».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сама Осень к нам в гости пожаловала!
(Вносит куклу в наряде Осени.)
Воспитатель: Пришла к нам Осень за помощью. Много у неё работы в лесах и парках. Ещё не все деревья украсила. Давайте ей поможем украсить клёны на аллее.
(Дети подходят к мольберту, на котором рисунок с изображением ствола и веток клёна.)
Воспитатель: На мольберте и на ваших столах листы бумаги, на которых изображены ствол и ветки клёна. Вы их рисовали на прошлом занятии. Как вы это делали?
(Коричневой краской рисовали стройный, высокий ствол, тонкий вверху и чуть толще внизу. Затем подрисовывали ветки, которые смотрят вверх.)
Воспитатель: А сегодня научимся рисовать листву методом «тычка».
Воспитатель: Скажите, какой формы крона дерева? (Круглая, неровная.) Рисовать будете по трафарету. (Показывает.)
Воспитатель: На что похожи листья клёна? (На ладошку, звёздочку.)
Будет ли на рисунке виден каждый отдельный листочек? (Нет, потому что листьев много, они перемешались, слились друг с другом.)
Проверим!
* Дидактическая игра «Укрась дерево листьями.» (Дети выбирают из общей массы разных листьев только кленовые и прикрепляют на модель дерева. Сравнивают кленовые листья по форме и величине с другими.)
Воспитатель: Какие цвета будете использовать в рисунке? (Жёлтый, красный, оранжевый, немного зелёного.) Каким способом будете рисовать? (Методом «тычка».)
(Вспоминают с помощью педагога порядок работы: смочить кисть, хорошо отжать салфеткой, набрать краску, вертикальными движениями кисти (как бы ударяя) наносить краску на бумагу. Сначала по контуру, затем в середине. После смены цвета хорошо промывать кисть, просушивать салфеткой. Совместными усилиями раскрашивают образец.)
(Дети занимают рабочие места.)
Воспитатель: Перед началом работы разомнём пальчики.
*Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, -
Загибают пальцы , начиная с большого.
Будем листья собирать. -
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, -
Поочерёдно соединяют подушечки
Листья рябины,
пальцев, надавливая на них: большие,
Листики тополя,
указательные, средние,
Листья осины,
безымянные, мизинцы.
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. -
«Шагают» пальчиками по столу.
Воспитатель: Приступайте к работе.
(Дети работают. Звучит спокойная музыка. Педагог в индивидуальном порядке оказывает детям необходимую помощь.)
По окончании работы для снятия зрительного напряжения проводится
*двигательно-зрительная гимнастика с осенними листьями.
Листья осенние тихо кружатся, -
Круговые движения рукой.
Листья нам под ноги тихо ложатся, -
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, -
Поднимают руку с листочком
вверх, опускают вниз.
Будто опять закружиться хотят. -
Круговые движения рукой.
Глазами прослеживают
движение листочка.
(Дети со своими рисунками подходят к доске, на которой прикреплен макет дорожки.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это кленовая аллея. Деревья на ней растут вдоль дорожки, справа и слева от неё. Вы сейчас составите свою аллею.
(Дети подходят к магнитной доске, прикрепляют рисунки. Рассматривают.)
III. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, скажите, что вы сегодня рисовали? Кому помогали? Что составили из рисунков? Как считаете, удалось вам изобразить осеннюю аллею?
Вы замечательно поработали. Молодцы! Нашей гостье рисунки очень понравились. Осень благодарит вас за помощь.
А сейчас попрощайтесь с ней. Она спешит по своим делам.
(Осень уходит. Дети возвращаются в группу.)
Рекомендуем посмотреть:
Техника рисования ладошками и пальчиками для детей
Урок рисования Снегурочки в старшей группе
Конспект познавательно - игрового занятия по рисованию в старшей группе
Урок рисования гуашью для детей 5-7 лет