Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Ознакомление старших дошкольников с природой через познавательно-исследовательскую деятельность

Методическая разработка «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»
экологическое воспитание детей 5-7 лет
«Пробудить в детях чувство — Природы- значит
возбудить одно из самых благодетельных
воспитывающих душу влияний»
К.Д. Ушинский

Изучив теоретические основы по данной проблематике, труды ученых, выяснилось, что ознакомление дошкольников с природой является одной из важных задач в работе с детьми. У детей формируется понимание того, что человек- часть природы, что он должен беречь любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что все в природе взаимосвязано и жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. В этом и определяется

Актуальность работы: педагогам необходимо использовать такие средства обучения, которые в первую очередь способствовали бы развитию познавательных способностей у детей, что поможет ознакомиться с миром природы. Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. Данная мысль имеет свое подтверждение в трудах знаменитых педагогов. Как отмечал Лев Толстой «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Исходя из этого высказывания была поставлена

Цель работы: Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность. Для достижения поставленной цели были определены следующие

Задачи:
1. Закреплять и расширять знания детей о природе.
2. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
3. Формирование навыков постановки элементарных экологических опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
4. Формирование норм правильного поведения в природе, бережного отношения и любви к ней.

Отсюда следует: что если своевременно не сформировать у детей познавательный интерес к миру природы, то ребенок постепенно теряет интерес и осознанное отношение к окружающей среде. Работа проводилась по следующим этапам.

1 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение уровня знаний детей.
2. Подбор и изучение необходимой методической литературы.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию работы.

2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ. Этап включил в себя три раздела.
1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком
В основе работы лежат первично-ознакомительные занятия. На данных занятиях происходит первичное ознакомление детей с конкретными объектами, используются преимущественно наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей) и словесные методы (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, ситуативные вопросы, стимулирующие вопросы, коммуникативные методы, пояснения, объяснения, педагогическая оценка).

Работа проводилась не только в процессе образовательной деятельности, но и на прогулках. Обращалось внимание детей на ежедневные изменения погоды, как менялись растения на участке, на поведение птиц, насекомых. Во время трудовых действий. Акцент делался на практическую деятельность самих детей с объектами природы и предметами ухода за ними, ознакомление с условиями их существования, зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы). С неживой природой дети знакомились преимущественно в процессе элементарных опытов, практической деятельности на прогулках.

Основные методы обучения- элементарное экспериментирование с объектами природы, подводящее детей к пониманию причинно-следственных связей в природе. На данном этапе не мало важно использование иллюстративно-наглядного материала. Это поможет сформировать и систематизировать более точные, полные представления детей о природе, бережное отношение к ней. Конечно же игровая деятельность. Дошкольники переносят ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Особое внимание следует уделять творческим играм в том числе строительным играм (с песком, глиной, снегом, камешками, шишками т.д.), поскольку именно эти игры не только обогащают чувственный опыт детей, но и могут послужить основой для постановки элементарных опытов. В процессе ознакомления с миром природы детям не обойтись без дневника наблюдения за погодой, за растениями. Дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда- урожай. Подобный вид работы дисциплинирует и помогает выстраивать правильные стратегии анализа материала. Кроме того, дети учатся внимательно относиться к окружающему миру. В процессе работы стало очевидно, что для достижения поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с родителями воспитанников, направленное на повышение их педагогической компетентности в вопросах ознакомление детей дошкольного возраста с природой. Для повышения родительской компетентности были использованы следующие формы и методы работы: открытые мероприятия: «Войди в природу другом»; составлены рекомендации: «Развитие у детей познавательного интереса к природе», «Исследовательская деятельность»; цикл консультаций: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Учим детей любить природу».

3 ЭТАП: Заключительный. Итогом стало обобщение результатов работы:
1. Была пополнена развивающая предметно- пространственная среда, стимулирующая развитие познавательно-исследовательскую деятельность ребенка.
2. Проведённая работа позволила расширить знания детей о природе.
3. Дети конкретизировали и углубили знания о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, о жизни растений, их зависимости от времени года.
4. У детей сформировались элементарные нормы экологической культуры и правила поведения в природе, умение любить природу, охранять ее, бережно относиться к ней.
5. Было сформировано содружество с семьей и участие родителей и детей в природоохранных акциях, «Птичья столовая», «Природа и мы», «Сделай планету чище» и т.д.

Таким образом, опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста чрез познавательно-исследовательскую деятельность имеет конкретные результаты – количественную и качественную динамику.

В завершении работы, мы отметили высокий уровень развития у детей познавательной активности (умение ставить элементарные опыты и на основе полученных результатов делать выводы). Это проявлялось в выраженном интересе дошкольников к экспериментированию, в освоении исследовательских умений, в настойчивости исследовательского поиска и достижения результата, в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания. Работа в данном направлении необходимо совершенствовать, так как с введением Федеральных государственных образовательных стандартов по дошкольному образованию, экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Основополагающими принципами работы являются:
1. Принцип целостности: основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
2. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника; обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
5. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
6. Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

В работе использовались следующие методы и приёмы:
1. Наглядные методы- наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей.
2. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
3. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
4. Труд детей в природе. -Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней.
5. Методы стимуляции и мотивации (словесные): ситуативные вопросы, стимулирующие вопросы, коммуникативные методы, пояснения, объяснения, педагогическая оценка.
6. Игровые методы: экспериментальные игры, драматизация, введение игровых персонажей, проблемных ситуаций, элементов соревнований.
7. Наглядно-практические: экспериментирование (действия с магнитами, лупой, и т.д.); моделирование; схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений; демонстрация видеофильмов, слайдов, презентаций.

1) Игры с предметами
Предметные игры - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами, например -"Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое» и. д).

2) Настольно-печатные игры такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Они помогают развивать мыслительные процессы.

3) Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

4) Подвижные игры тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

5) Творческие игры - отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Экологический, познавательно - исследовательский проект в детском саду для детей 5-7 лет «Хлеб всему Конспект НОД для детей старшей группы детского сада на тему: Насекомые Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дикие животные леса» Развитие экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОУ

Похожие статьи:

Игра путешествие на лесную полянку в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Бытовые приборы
Опубликовано: 1716 дней назад (11 апреля 2020)
Просмотров: 2189
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!