Организация образовательной среды ДОО как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Одной из основных причин экологических проблем на нашей планете является экологическая неграмотность человека. Реальная экологическая опасность, вызванная разрушительной деятельностью промышленного производства и интенсивным ростом народонаселения планеты ставит перед человечеством задачу экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Это значит, что в экологическом воспитании и формировании экологической культуры детей очень важную роль играют дошкольные учреждения.
Ознакомление дошкольников и формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии — это и есть экологическое воcпитание дошкольников, при котором формируетcя понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, особенностей взаимодействия человека в ней, воспитание соответствующей культуры поведения.
В организации учебной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать совокупность методов - наглядные, практические и словесные методы.
Словесные методы — чтение художественной литературы, беседы, рассказ воспитателя.
Наглядные методы — наглядные пособия, иллюстрации, просмотр фильмов, демонстрации моделей.
Практические методы — труд, экспериментирование, деятельность, которая закрепляет полученные знания на практике.
Создание предметной развивающей среды — важное условие реализации системы экологического образования в ДОО, она должна быть ориентирована на взаимодействие между людьми и обеспечивать безопасность жизни детей.
Благодаря успешной организации образовательной среды ДОО дети получают знания о природе, животных, растениях и о возможных формах взаимодействия человека и явлений природы и животных. По С.Л.Новоселовой, предметно-развивающая среда это — «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Предметная среда необходима для развития активности ребенка по освоению экологических знаний, она оказывает влияние на физическое и психическое развитие детей, поэтому необходимо создание благоприятной обстановки. Также развивающая среда предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
В условиях экологической развивающей среды общение с природой дает ребенку более яркие представления об окружающей природе. Экологическая развивающая среда — отдельно взятые животные и растения, которые находятся в учреждении под присмотром и уходом взрослых и детей. Она необходима для того, чтобы экологическое образование детей происходило более объемно и полноценно. Чтобы окружающая среда была развивающей, ее необходимо хорошо оборудовать и расположить объекты природы и обогащать. Дети смогут общаться и ухаживать за животными и природой, проводить интересные наблюдения в течение дня. Необходимо, чтобы, в первую очередь, педагоги знали экологические особенности и потребности находящихся в среде животных и растений.
Вследствие наблюдений дошкольников за природой у них формируются прочные знания о природе и животном мире. А благодаря участию в уходе за растениями и животными, приобретаются трудовые умения и навыки, формируется интерес к живому, бережное отношение к природе, животным, появляется чувство ответственности, начинает формироваться экологическая культура.
Таким образом, ребенок, овладевший экологической культурой в детстве, будет заботиться об окружающей среде, о ее охране, защите и улучшении, будет знать ценность природы и не допустит ее загрязнения и уничтожения. Поэтому экологическое воспитание и формирование экологической культуры детей должно стать одним из главных направлений в дошкольном образовании, так как дальнейшее существование человека на нашей планете зависит от того, как бережно он будет относиться к окружающей среде.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление старших дошкольников с природой через познавательно-исследовательскую деятельность
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дикие животные леса»
Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду. Из опыта работы
Похожие статьи:
Игра путешествие на лесную полянку в подготовительной группе