Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория профессора Всезнайкина»
Автор: Никитина Инна Петровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад №52 "Маячок" г. Тамбов
Описание материала: данный конспект предназначен для воспитателей старших групп. Это конспект познавательного занятия, направленный на интерес к экспериментированию у дошкольников.
Конспект по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория профессора Всезнайкина».
Цель: формировать первоначальные представления о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие, безопасность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; мешочек для магнита, магнит, карта, задания от профессора Всезнайкина, картинки: магнит, пластмассовая доска, стакан воды, скрепки, гвозди, гайки, круги красного, синего, желтого,черного,белого,зеленого цвета, вырезанные из картона.
Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты, стаканчики с водой, доски пластмассовые.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка»
Ход НОД:
Воспитатель в халате и шапочке: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Какие правила там нужно соблюдать? (не брать без спроса, не пробовать на вкус, запах, нужна специальная одежда). Да, лаборатория – это то место, где ученые проводят опыты и эксперименты. А хотели бы вы на время стать учеными и побывать в лаборатории?
Тогда повторяйте за мной:
1,2,3 в лабораторию попади!
Надевайте шапочки и халаты, ведь вы сказали, что в лаборатории нужна специальная одежда.
- Посмотрите, у нас на столе лежит мешочек и письмо. Кто же нам его прислал? написано: от профессора Всезнайкина.
«Дорогие ребята! Спасибо вам за визит в мою лабораторию. Чтобы не заблудиться, я нарисовал вам карту. А еще я приготовил вам интересные задания. Вот самое первое - . попробуйте на ощупь предмет в мешочке и опишите, что вы нащупали». (твердый, холодный, тяжелый предмет). Что же это? (магнит)
Воспитатель: Ребята, это железная руда, на производстве из нее изготавливают магниты. Где в жизни можно встретить магниты ? (на холодильнике, в гараже у папы…)
Воспитатель: Первое задание выполнено, сверимся с картой. Нарисована цифра 1. Что бы это значило… (пройти к столу № 1). Идем, прочитаем задание от профессора Всезнайкина.
Ребята, магнит – это железный камень, который имеет невидимое глазу магнитное поле, которое воздействует на предметы и притягивает их к себе. Проверьте, какие предметы притягивает магнит и предоставьте мне отчет в виде схемы.
1. Опыт №1. Опыт с различными предметами
Оборудование (на каждого ребенка или на пару):
• игрушка,
• деревянный карандаш, кусок ткани
• пластмассовые грибочки от мозаики
• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, монеты)
• бумажный листок, магниты.
Воспитатель: Перед вами различные предметы. Назовите их. Как мы можем узнать, притягиваются они или нет? (С помощью магнита) . Попробуйте притянуть магнитом по очереди каждый предмет, который лежит в лоточке.
Какой вывод мы можем с вами сделать?
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Воспитатель: Молодцы,а теперь посмотри на карту, следующая цифра 2. Идем к столу № 2. Задание от профессора: переместите бабочку с одного цветка на другой.
Какая сложная задача… Подумайте, как можно переместить? (с помощью магнита). Я попробую вместе с вами.
- Почему у нас получилось переместиь бабочку? (за бабочкой скрепка, магнит притягивает металлические предметы.).
- Действительно, магнит притягивает металлические предметы. Но посмотрите, между магнитом и бабочкой у нас что-то находилось. Что это? (пластмассовая доска)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод. Магнит может притягивать металлические предметы через пластик.
Воспитатель: Какие вы молодцы, но нам пора идти дальше, к столу №3. Задание от профессора Всезнайкина: проверьте, будет ли действовать магнит через воду.
- Ребята, случилась неприятность, я случайно уронила гайки в воду. Мне нужно их достать, но при этом не намочить рук. Как мы можем это сделать? (магнитом).Загляните под салфетки. Достаньте гайку из воды. Макать магнит тоже нельзя.
Все справились с заданием? Какой вывод можно сделать?
Вывод. Магнит притягивает металлические предметы через воду.
Воспитатель.:Делать научные открытия очень нелегко, поэтому и у них бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Игра «Магнит»
Мы с вами поиграем. Называйте по очереди любые предметы, если они притягиваются к магниту, мы будем хлопать в ладоши, а если не притягиваются, будем топать.
Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, сверимся по карте, стрелочка идет к цифре 4. Пройдемте к столу №4. Задание: Ребята, а вы знаете, почему магнит притягивает только металлические предметы? В пространстве вокруг магнита действуют особые магнитные силы, или, как говорят, магнитное поле. Проверьте это.
Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?"
Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
1. Поднести два магнита друг к другу.
2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.
Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Воспитатель: Мы выполнили все задания. Но вы помните, профессор просил все записать. Пойдемте к доске.
- Какой предмет мы сегодня исследовали? (магнит, вешаем картинку на верх доски )
- Какие предметы притягивал магнит? (металлические, вешаем снизу доски)
- Какие свойства магнита мы изучили? (магнит притягивает металлические предметы через воду и пластмассу, вешаем картинки посередине).
- Ребята, а с помощью чего мы прикрепляли картинки к доске? Схему для магнита мы прикрепляли магнитами.
А теперь пора пришла возвращаться в детский сад. Снимайте специальную одежду, повторяйте за мной:
1,2,3, повернись, в детском саду очутись!
Рефлексия
Предлагаю вам вспомнить о сегодняшнем исследовании с помощью кругов мышления.
Синий круг спрашивает, о чем мы сегодня искали информацию? (о магните)
Красный – с кем вы могли бы поделиться информацией о магните(с мамой, папой, братом…)
Желтый – что понравилось больше всего? (доставать гайку, перемещать бабочку…)
Черный - что было сложным для вас?
Белый – как мы смогли преодолеть сложности? (с помощью ума, знаний, профессора Всезнайкина)
Зеленый – как мы можем использовать магнит дома? (собрать иголки бабушке, папе в гараже найти гвозди…)
Спасибо вам за сегодняшнюю работу. Поаплодируйте себе. А на вам память о сегодняшнем занятии – магниты с мышками.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду
Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ. Волшебница вода
Конспект НОД по формированию основ экономического воспитания у детей старшей группы
Эксперементирование зимой в старшей группе ДОУ