Использование информационно коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения.
В настоящее время современных детей окружает совсем другой мир, не тот в котором выросли их родители. И поэтому для них нужны новые подходы к воспитанию, коррекции и развитию. Проблема мотивации - одна из центральных в логопедической работе. Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать процесс обучения более доступным, нужны новые технологии, которые уверенно входят в жизнь детского сада.
Я считаю, что применение
компьютерных технологий в дошкольном возрасте вносит игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяет многократно повторять отрабатываемый речевой материал, не подавляя интерес ребенка к занятиям. Новые технологии дают возможность создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы и индивидуальные особенности детей.
В соответствии с определением информационно компьютерные технологии - это комплекс учебно-методических материалов, отвечающих за хранение, передачу, обработку и воспроизведение информации с использованием компьютерной техники.
Компьютерные технологии в нашем детском садувключает в себя:
• компьютеры и нетбуки с выходом в интернет;
• телевизоры и магнитофоны;
• видеокамера и фотоаппарат
• мультимедийное оборудование (интерактивная доски, интерактивный стол)
Информационные технологии помогают сделать процесс обучения дошкольников ярким, интересным и более доступным.
Преимуществ использования компьютерных технологий в работе логопеда множество, но я для себя определила следующие:
• обеспечение более высокого качества коррекционно-образовательного процесса;
• облегчение методической работы;
• возможность самореализации и самообразования.
• доступ к разнообразным источникам информации через Интернет порталы;
• интерактивность взаимодействия с семьёй.
Основным преимуществом я считаю обеспечение более высокого качества коррекционно-образовательного процесса, и из этого выходит цель использования технологий - оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий для осуществления наиболее качественного обучения детей, создание у ребенка высокой мотивационной готовности к обучению.
Компьютерные технологии помогают мне решать следующие задачи на коррекционно - развивающих занятиях:
формирование и развитие у детей речевых и языковых средств, навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля; координация психических процессов.
Я использую новые технологии во всех формах своей работы: на коррекционных занятиях; при подготовке диагностических и дидактических материалов; при взаимодействии со смежными специалистами и родителями; для повышения собственного профессионализма.
Выделю направления коррекционной работы с использованием компьютерных технологий:
• коррекция звукопроизношения,
• обучение грамоте,
• формирование лексико-грамматических категорий,
• развитие связной речи,
• формирование зрительно-пространственных координаций,
• коррекционно-оздоровительная работа.
В своей работе на индивидуальных и фронтальных занятиях активно применяю авторские разработки в виде небольших презентаций, которые стараюсь создавать по всем разделам коррекционно-развивающей работы на формирование всех компонентов речи.
Для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики я использую мультипликационные презентации: Барбоскины, «Смешарики», «Лунтик и его друзья». На экране демонстрируется музыкальный клип с героями, а мы с детьми выполняем одновременно артикуляционную гимнастику, логоритмические упражнения, или элементы биоэнергопластики.
Для развития фонематического слуха использую игры, «Какой предмет звучал?», «Хлопни, если услышишь определенные звуки».
В играх на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков я совмещаю задачи по звукопроизношению с задачами на совершенствование лексико - грамматических категорий языка, то есть автоматизируемый звук будет отрабатываться во всем лексическом материале игр.
Например, автоматизация шипящих или свистящих звуков может отрабатываться в следующих играх: «Назови ласково» на образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. «Один - много» на употребление существительных в единственном и во множественном числе.
В игре «Счет с предметами» на согласование существительных с числительными, прилагательными. Или в игре «Жадина» на согласование существительных с личными местоимениями.
Формирование слоговой структуры слова представлено в играх «Слоговые бродилки» или «Сложи картинку» целью, которых является закрепление слов различной слоговой структуры.
Для развития связной речи я использую игру «Писатели», в которой дети учатся составлять описательные рассказы по мнемотаблицам.
С помощью мнемотаблиц составляем описательные рассказы о временах года, о диких и домашних птицах и животных, об инструментах и игрушках. В игре «Что сначала, что потом» учу детей правильно определять последовательность серии сюжетных картинок, составлять связный рассказ по ним.
В играх на подготовку к обучению грамоте развиваю звуковой анализ и синтез. Это такие игры, как: «Цепочка слов», «Где живет звук», «Раздели слова на слоги», «Какие ты знаешь буквы».
Я использую компьютерные технологии на любом этапе логопедического занятия. В качестве сюрпризных моментов - получение аудио или видео сообщений от героев мультфильмов или сказок (например «Приглашение на день рождения Нюши», «Маша собирается в школу и просит ей в этом помочь», «Барбоскины приглашают в гости»).
Выполнение физкультминуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик с веселыми персонажами, которые появляются на экране компьютера или интерактивной доски, получение заданий от них, положительных оценок в конце занятия от имени мультипликационных и сказочных героев с экрана.
На логопедических занятиях активно использую видео и аудио запись фрагментов занятий, а затем их демонстрацию для анализа собственной речи детей.
Я широко применяю информационно компьютерные технологии во взаимосвязи со всеми педагогами в дошкольном учреждении.
Использование компьютерных технологий позволяет мне в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах. Осуществить обмен опытом с педагогами других детских садов города.
Еще я успешного использую технологии в научно-методической деятельности. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляю оформление документации, стендовой информации, подбираю наглядный и познавательный материал к занятиям и для оформления развивающей среды группы.
Еще одним важных направлений в моей работе является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования я готовлю и провожу родительские собрания или консультации в нетрадиционной форме, показываю презентации, видеозаписи занятий с детьми, записываю на диск игры и задания для занятий дома и так далее.
Для связи с родителями используется сайт дошкольног учреждения, на котором есть страничка учителя-логопеда.
Я всегда помню, что, компьютер-это не волшебный ключик, который открывает дверь в сказочный мир, где за один миг ребёнок станет сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование компьютера на занятиях в детском саду
Консультация для родителей. ИКТ в ДОУ