Из опыта работы воспитателя детского сада. Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к культурно-историческому наследию Волго-Донского края
Современные требования, предъявляемые ФГОС ДО к качеству образования, нацеливают педагогов на повышение профессиональной компетенции, на поиск новых подходов, форм и методов, применение инновационных образовательных технологий в решении образовательно-воспитательных задач.
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием формирования у дошкольников норм и правил жизнедеятельности на основе исторически сложившейся культуры родного края.
В нашем дошкольном учреждении открыт музейный уголок краеведческой направленности «Комната казачьего быта» как инновационная форма дополнительного образования детей, при помощи которой воспитанники, педагоги и родители могут соприкоснуться с традиционной культурой наших предков - культурой донских казаков. Музейный уголок имеет Сертификат, Положение о музейном уголке и Активе. Актив музейного уголка состоит из педагогов, родителей и воспитанников.
На современном этапе развития общества отмечается острая необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям.
Музейная педагогика как раз является тем механизмом, позволяющим передать исторически сложившиеся традиции донских казаков и включить этнокультурный казачий компонент в образовательно-воспитательный процесс. Технология музейной педагогики играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка-дошкольника путём включения его в многообразную деятельность музея.
В музейном уголке «Комната казачьего быта» используются разнообразные методические формы музейной педагогики, позволяющие создать условия погружения ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, не связанную с реальной средой развития городского ребенка.
«Комната казачьего быта» воспроизводит обстановку жилого казачьего помещения, где собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства: прялки, утюги, ухваты, чугунки; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол»; стол, накрытый старинной скатертью, старинный самовар; старинные книги и фотографии. Большая часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. (старинные книги и иконы хранятся в специальном месте под ключ, выставляются для специально организованных экскурсий).
Экспонаты музея можно взять в руки, поиграть с ними, из сервиза семикаракорского фаянса, подаренного казачьим полковником, атаманом окружного казачьего общества «Волгоградский округ» Селезневым В.Н., можно попить чай или взвар, мальчики могут подержать в руках муляж казачьей шашки, примерить настоящую казачью фуражку. Экспонаты музейного уголка безопасны, их можно использовать при проведении календарно-обрядовых праздников.
Педагоги нашего дошкольного учреждения используют разные практические формы знакомства дошкольников с музейными экспозициями: занятия, экскурсии, викторины, направленные на активизацию познавательно-исследовательской деятельности и творческой активности. Используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, наблюдения в природе, чтение детской литературы, театрализованные выступления, народные праздники, настольно-печатные игры, игры-путешествия, квесты, дидактические игры.
Для расширения информационного пространства и обобщения знаний о традиционной культуре и быте донских казаков, педагоги детского сада разрабатывают и создают наглядные дидактические пособия для музейного уголка.
Так были разработаны музейные игры краеведческой направленности: «Путешествие по родному краю», Лото «Животные родного края» (для детей с ОВЗ); Лэпбук «Быт и традиции Волго-Донского края»; квест «В гости к тетушке Аксиньи».
Для познания и исследования нового материала, повторения и закрепления изученного, систематизации знаний о родном крае, педагоги разработали и напечатали серию наглядных пособий «Край родной Волго-Донской», которые представляют собой красочные альбомы с иллюстрациями и описанием, доступным детям старшего дошкольного возраста. Ребенок может самостоятельно рассматривать и читать, а может делать это вместе со взрослым. В серию «Край родной Волго-Донской» вошли следующие альбомы:
«Растительный мир»
«Животный мир»
«Предметы казачьего быта»
«Одежда казаков»
«Воинская слава казаков»
«Кухня казаков»
«Праздники и традиции».
Все эти альбомы пополнили библиотеку музейного уголка «Комната казачьего быта».
В процессе занятий и экскурсий в «Комнате казачьего быта» с использованием дидактической наглядности у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его. Формируются и совершенствуются этические, познавательные и эстетические эмоции. В результате круг интересов, потребностей и мотивации ребенка расширяется. Полученные знания и впечатления дети отражают в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй, рассказов), принимают участие в викторинах, олимпиадах, конкурсах по краеведению.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музейно-образовательной программе в старшей группе детского сада
Как создать мини-музей в ДОУ?
Положение о конкурсе «Мини-музей ДОУ»
Конспект НОД для детей подготовительной группы в детском саду. Музей