Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД для детей подготовительной группы в детском саду. Музей

Конспект НОД на тему «Здравствуй, музей!» для детей подготовительной группы
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Задачи: - Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее истории и народной культуре.
- Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др.
- Развивать двигательную активность.
- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в уголке русской избы; чтение рассказа К.Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды, чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок,слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок», «Ткацкий станок» и др.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие Цель: закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком, утюгом.
Речевое развитие Цель: активизировать в речи слова: прялка, прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т.д. Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Социально-коммуникативное развитие Цель: прививать интерес к истории и культуре родного края, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
1.Выставка в районном музее «Секреты русской избы»
1. Аудиозаписи с русской народной музыкой;
2. «Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т.д. и деревенской утварью.
3. «Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.

Ход НОД ( Районный музейный центр. Экскурсия по выставке «Секреты русской избы»):
- Добрый день, ребята! Сегодня вы впервые посещаете музей. Он находится в красивом доме-теремке. Правда, ребята? А давайте мы его рассмотрим поближе… Сначала я вам хочу рассказать вот о чем: раньше здесь был большой и красивый парк, в котором росли редкие виды деревьев и кустарников. Такие как карельская береза, персидская сирень, а лиственницы и липы и сегодня продолжают украшать наш парк. Были здесь две большие клумбы с красивыми цветами…
- Перед крыльцом работал фонтан, но сохранился он частично. Говорят, что здесь стояли два мраморных ангела. Вокруг фонтана были расставлены скамейки, на которых сидели люди и отдыхали, любуясь всей этой красотой. И если бы не рука плохого человека, стоял бы фонтан и сегодня. Есть такое выражение в народе: «Ломать – не строить». Изломать легко, а вот восстановить очень тяжело. Поэтому мы всегда должны бережно относиться к тому, что было создано до нас. Каждый человек должен стремиться к сохранению своей культуры.
- А теперь обратим внимание на наш теремок. Ребята, правда, он очень красивый и интересный? Этому теремку уже больше 100 лет и построен он без единого гвоздя. Да, ребята, не удивляйтесь – раньше дома могли строить и без гвоздей. Этот дом принадлежал одному купцу - Н.А.Бугрову, который являлся хозяином здешних сеймовских мельниц.
- Обратите внимание на каждую деталь дома. Для этого потребовалось резчику и плотнику много труда и времени. Узоры превратили дом сказочный теремок. У каждого украшения свое название.
Например:
1) – Видите круглый элемент над крыльцом? На что он похож? Правильно, на круглое солнышко. Такой элемент вы часто можете встретить. Например, все любят праздник «Масленицу»? И все, наверное, любят угощаться блинами в этот праздник, а ведь блины – это ни что иное, как символ круглого солнца.
2) Под балконом видите свисающие резные завитушки. Они на мороженое похожи, правда? На секунду можно представить, что это вкусное лакомство, и появляется желание его съесть. Но это украшение называется вовсе не мороженое, а – «Шишка». Все запомнили?
3) Дом имеет много балконов сказочной красоты. Фигурная крыша сделана в виде луковички, с крыши свисают элементы, похожие на женские серьги. А под балконом круг – символ чего? Правильно, солнца.
4) Элемент «Рушники». Показ дотканного рушника и деревянного элемента «рушник». Раньше полотенце называли рушником. Рушник был очень длинный и украшался вышивкой и кружевом. Подобный элемент мы можем видеть на нашем доме: взгляните под окна второго этажа….
5) И окна здесь необычные, решетчатые, украшенные наличниками. Наличники – это красивая резьба вокруг окна. И сейчас люди любят украшать свои окна.
– Я хочу спросить у вас: в нашем городе вы видели красивые окна, украшенные наличниками? (Ответы детей)
6) В старину окна прикрывались ставнями, когда хозяева надолго уезжали из дома. До сегодняшнего дня ставни сохранились лишь на одном окне.
7) Это веранда. Раньше здесь была лестница, и можно было сюда подняться и отдохнуть, выпить из самовара чаю.
- Ну как, понравился вам наш музей-теремок? Какое украшение вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей)
- А хотите ли вы познакомиться с экспонатами музея? (Ответ детей)
- Приглашаю вас всех войти внутрь. (Заходят, садятся)
- Ну вот, вы в музее. Так как наш дом не простой, здесь нужно вести себя по-особому. Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем, только по-особому разрешению. Правило №2 – уметь слушать. Только тот, кто будет следовать этим правилам, обязательно попадет в страну Истории.
- Заходя в наш теремок, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.
- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года? Зима, весна, лето, или осень? (Ответ детей) Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал? (Ответы детей)
-Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали, рукодельниц развлекали.
- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ). Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь».(Ответ детей) Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.) Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми: лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)
- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.
- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать? (Ответ детей) Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.
Выйдет, бывало в поле, Крошечка – Хаврошечка, обнимет свою рябую коровку, прижмется к ней и рассказывает: как тяжело ей на белом свете поживать:
- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.
- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст - грубую ткань - на специальном станке из дерева. Сначала в стан заправляли нити, потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить, и движением решетки ее уплотняли. Нажимая на педаль, меняли уровни нитей. Так постепенно рождалось полотно. (Показ) (Вызов ребенка. Практическая работа)
- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг. (Ответы детей)
- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать потрогать). Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек.
- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь. Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку. Так, валек применялся для стирки белья, к какому предмету, тоже связанному со стиркой, я должна этот валек положить. (Ответ детей) К корыте. Обратите внимание, что корыто тоже деревянное и выдалбливалось оно из широкого бревна. А как же люди смогли сделать это корыто? Они выбирали самое толстое и крепкое дерево. Вначале очищали его от коры и ветвей и потом только из широкого чистого бревна топором выдалбливали корыто. Таким же образом делали и ступу. (Показ ступы)
- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки. (Ответ детей)
- В давние времена не было железных утюгов и , тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ). Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка. Практическая работа)
- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)
- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)
- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.
- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)
- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой поверх холщовых наматывались суконные. Все это привязывалось крест-накрест к ноге (Показ). Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с музеем и его экспонатами, которые хранятся в нашем сказочном теремке. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала? (Ответы детей)
- Из дерева.
-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)
- Каждый человек должен был многое уметь делать.
(С показом): Чтобы прясть нити – придумал прялку и веретено, соткать полотно – ткацкий станок, постирать одежду – валек, погладить – скалку и рубель. И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево. Такие предметы раньше могли быть и подарочными. Сейчас дарят стиральные машины, утюги и т.д. … А в старину дарили, например, для стирки – валек, для глажки – скалку и рубель. Вот такие были подарки.
- Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного. А теперь мы с вами вернемся в детский сад, заглянем в наш уголок русской избы. Хозяйка избы нас давно уже там дожидается, с чаем и сладостями хочет потчевать.


Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по музейно-образовательной программе в старшей группе детского сада Как создать мини-музей в ДОУ? Положение о конкурсе «Мини-музей ДОУ» Занятие в мини-музее детского сада: «Календарно-обрядовые праздники»
Опубликовано: 3127 дней назад (30 апреля 2016)
Просмотров: 6711
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Елена Владимировна # 30 апреля 2016 в 16:39 +1
Отличный конспект. Обязательно возьму в работу. Спасибо.
Марина Павловна Князькина # 30 апреля 2016 в 22:16 0
Спасибо большое!
Галина Васильевна Егорова # 30 апреля 2016 в 18:18 +1
С интересом прочитала ваш материал. Вы приучаете детей к сохранению культуры, исторических ценностей. Воспитываете уважение и заинтересованность к культурным наследиям. Иллюстрации помогают общему восприятию. Публикация аккуратно и красиво оформлена. Примите первый голос.
Марина Павловна Князькина # 30 апреля 2016 в 22:16 0
Большое спасибо!
Анастасия # 1 мая 2016 в 08:35 0
Здравствуйте, Марина Павловна! Я прочитала Ваш конспект. Какое направление Вы выбрали и как Вы это делаете - ОТЛИЧНО! Вы большой молодец! Вы занимаетесь патриотическим, нравственным, духовным воспитанием. А это в настоящее время очень актуально. Сам конспект очень увлекательный, познавательный, содержательный, присутствуют практические задания( Прядение, Ткачество и т.д.) Очень интересно! И оформлен эстетично.
Марина Павловна Князькина # 1 мая 2016 в 08:37 +1
Спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 1 мая 2016 в 10:39 0
Марина Павловна, просто отличный материал. С удовольствием прочитала и познакомилась с вашим Музеем-Теремком. Насколько красивое здание, вам повезло, что можно детей познакомить с такой красотой. И вы с мастерством это делаете, используя различные приёмы, обращаясь к сказке и к историческому прошлому, задействуя практический показ. Спасибо за приглашение. Очень всё понравилось. Примите мой голос № 2.
Марина Павловна Князькина # 1 мая 2016 в 10:52 0
Спасибо!
Елена Викторовна Багрова # 1 мая 2016 в 19:30 0
Здравствуйте, Марина Павловна!
Очень понравился Ваш конспект НОД для ребят дошкольного возраста"Здравствуй, музей!".
Вы с детства знакомите детей с родным краем, с его достопримечательностями, учите гордиться его успехами,
знакомит со знаменитыми людьми своего края.
Спасибо за публикацию! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!