Занятие в мини-музее: «Календарно-обрядовые праздники»
Богатый практический материал занятия с включением народных песен, частушек, попевок, припевок, колядок, песенок-потешек, закличек, игр разнообразит восприятие и освоение детьми этнокультурного содержания.
Опыт работы будет интересен для музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Идеи и материалы могут быть реализованы на музыкальных занятиях в организациях дошкольного и общего образования.
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний о традициях празднования календарно–обрядовых праздников русского и мордовского народов.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к народной культуре русского и мордовского народов.
2. Формировать у детей музыкально-слуховые представления о фольклорном творчестве русского и мордовского народов, проследить их тесную взаимосвязь.
3. Развивать музыкально-творческие способности у детей, их эмоциональную отзывчивость.
Методические приемы:
1. Беседа о традициях празднования календарно–обрядовых праздников: Кузьминки, Рождество, Масленица, Закликание весны.
2. Использование ИКТ.
3. Пение песен-колядок, закличек, масленичных песен, веснянок, частушек на русском и мордовском языках.
4. Внесение предметов, представленных в музее старинного русско-мордовского быта: чучело Кузьки, маски для ряженья, блины, деревянные свистульки, птицы - жаворонки (оригами), печенье из теста.
Предшествующая работа:
1. Беседа на занятиях кружка об особенностях празднования календарно–обрядовых праздников у русского и мордовского народов.
2. Прослушивание в аудиозаписи народной русской и мордовской музыки.
3. Знакомство с новыми словами, особенностями исполнения жанра колядок, веснянок, закличек.
4. Разучивание колядок, закличек, веснянок, народных хороводов и игр на русском и мордовском языках.
5. Участие детей в течение года в календарно–обрядовых праздниках.
Оборудование и материалы:
1. Аудиозапись с русской и мордовской музыкой.
2. Предметная среда музея, « погружающая в атмосферу праздника».
3. Маски для ряженья, чучело Кузьки, птицы – жаворонки (оригами), печенье из теста.
4. Музыкальные народные инструменты.
5. Национальные костюмы.
Ход работы:
Музыкальный руководитель: Ребята, к нам в музей приходили ваши родители, дети из других групп. А сегодня у нас гости из детских садов нашей республики Мордовия. Давайте поздороваемся с ними по старинному обычаю по-мордовски и по-русски.
(Дети здороваются: «Шумбратада, здравствуйте, добрый день Вам!»)
Музыкальный руководитель: «Добрый день» означает, что над нами синее небо. «Здравствуйте, шумбратада» - это значит, что мы желаем Вам только добра! Добрые люди и, особенно, дети рады здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такая традиция, ее надо знать. С помощью таких традиций, обычаев, обрядов и передается история нашего народа. Из поколения в поколения.
Вспомним старинные традиции проводов осени, зимы, встречи весны. А помогут нам в этом предметы, которые представлены в нашем музее.
На какой праздник изготавливали чучело Кузьки?
(показывает чучело детям).
(Ответы детей: На день Кузьмы-Демьяна. Это праздник встречи зимы и проводов осени).
Как раньше говорили? «Кузьминки…
(Ответ: - об осени поминки».
В честь святых Кузьмы и Демьяна в этот день почитали люд мастеровой. Кем были святые Кузьма и Демьян?
(Ответы: В народе сказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого).
Русская народная песня «Во кузнице»
С Кузьмы-Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу, обращаясь к святым, просили помочь.
(Ответы: «Сравняй меня, позднюю, с ранними»).
Девушки снимали избу, устраивали посиделки и приглашали парней.
Мордовская народная песня «Ой, Ваняня»
К вечеру изготавливали чучело Кузьки: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Устраивали поцелуйные игры и пели частушки.
«Частушки»
После праздника чучело уносили за околицу и…?
(Ответ: Сжигали).
Музыкальный руководитель: На какой праздник рядились в такие маски?
(показывает маску).
(Ответ: На Рождество Христово).
По-мордовски Рождество называется…?
(Ответ: Роштува).
С этого праздника начинались зимние Святки. Сколько они длились?
(Ответ: Две недели).
Ребята и девушки собирались группами, ходили по домам и поздравляли с праздником. Что желали хозяевам?
(Ответы: Богатого урожая, добрых вестей, счастья да любви, хлеб да соль, здоровых детей).
А как назывались специальные рождественские песенки, которые пели под окнами соседей?
(Ответ: Колядки).
Мордовская колядка «Каляда»
Чем благодарили колядников?
(Ответы: Блином, кишкой, пирогом и т.д.).
В Святки парни высматривали себе невест на посиделках, на игрищах в рождественском доме. А девочки, чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы, пляски.
Мордовская народная песня «Авкай, молян мон вирев» (Мама, пойду в лес)
Ну, мальчики, выбрали себе невест, приглашайте на танец!
Мордовская народная песня «Од цёра» (Молодой парень)
С помощью какого обряда на Святках девушки старались узнать свое будущее?
(Ответы: Обряд гадания).
Как они узнавали свое будущее?
(Ответы: Приносили в дом петуха и говорили: «Петушок, петушок, золотой гребешок, ты по полу походи и судьбу мою скажи». Какую вещь петушок клюнет, то и сбудется).
Музыкальный руководитель: Чтобы Зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, русский и мордовский народы устраивали ей пышные проводы, назвав этот обряд…?
(Ответ: Масленицей).
Весело и сытно праздновали наши предки. Лакомились блинами-солнышками, чтобы Солнце жарче грело, жало зиму
(показывает стопку блинов). Сколько длилась масляная неделя?
(Ответ: 7 дней).
1-ый день назывался…?
(Ответ: Встреча).
В этот день выносили чучело Масленицы и говорили ей такие слова:
Дети: Дорогая наша гостья,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок новенький, новомодненький!
Музыкальный руководитель: 2-ой день?
(Ответ: Заигрыш).
Начинались игры и гулянья.
Мордовская закличка «Мастянь чи, паро чи!»
3-ий день?
(Ответ: Лакомка).
С этого дня пекли блины.
Русская народная песня «Блины»
4-ый день?
(Ответ: Широкая Масленица).
Веселье усиливалось. Пятница и суббота?
(Ответ: Посиделки).
Ходили к родственникам в гости на блины. Воскресенье?
(Ответы: Прощенный день. Проводы Масленицы. Соломенную куклу сжигали на костре).
Музыкальный руководитель: Какой обряд в старину был самым распространенным и любимым, особенно у детей? Обряд сопровождался пением веснянок, закличек.
Поет: Подай, Боже, ключик – 2 р.
Зиму замыкати, весну отомкнути.
Зима на возочке, на одном полозочке.
Весна на челночке, а лето в карете!
(Ответ: Обряд «закликание весны»).
Кого приглашали пением, кликаньем?
(Ответы: Весну, птиц, солнышко).
Из теста выпекали фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Как они назывались?
(Ответы: «Грачи», «Жаворонки» или просто «Птички»).
Как, по древнему обычаю, подражали голосам птиц, приманивали весну, навораживали счастливый год, богатый урожай?
(Ответы: Делали свистульки и свистели в них)
Изобразим птиц, споем им закличку:
Мордовская закличка « Нармоннят, нармоннят» (свистят в свистульки).
А теперь пора солнышко звать-закликать!
Дети: Чи-ка, листь, листь!
Осв каша пенч макса!
Чи-ка, листь, листь!
Якстере атякш теть максан!
(Солнышко, покажись! Ложку каши тебе дам. Солнышко, покажись! Красного петушка тебе дам)
Музыкальный руководитель: Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково, и птички к нам вернулись!
Русская народная песня «Летели две птички» (раздаются «жаворонки» - фигурки из теста)
Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели! Какие красивые, чудесные жаворонушки! Пусть они принесут в наш мордовский край теплую погоду
(обходит с обручем, на котором прикреплены птицы-оригами).
Музыкальный руководитель подводит итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музейно-образовательной программе в старшей группе детского сада
Как создать мини-музей в ДОУ?
Положение о конкурсе «Мини-музей ДОУ»
Конспект НОД для детей подготовительной группы в детском саду. Музей