Проект «Осень-чудная пора» в старшей группе с использованием технологии Синквейн
Автор проекта: Мархель Ирина Алексеевна воспитатель МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №5».
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое».
Тип проекта: информационно-речевой, познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (два месяца: сентябрь, октябрь).
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, библиотекарь.
Актуальность проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя ознакомление с природой и природными явлениями. Предполагается развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формирование элементарных экологических представлений,воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Уже в дошкольном возрасте важно формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. А для этого необходимо правильно вести себя в природе.
Природа – это не только источник, но и большая движущая сила познания. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить ее, а, значит, и беречь.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Родная природа оставляет в душе ребёнка глубокий, неизгладимый след. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя –всё это привлекает внимание детей. Яркость и многообразие красок природы осенью завораживает, воздействует на чувство детей,обогащает знания детей, их словарный запас. Наблюдая за изменениями в природе , дети учатся анализировать , сравнивать , делать выводы.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Общение с детьми показало, что у детей нет устойчивого навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации. К сожалению, не увсех детей достаточный объём знаний а признаках осени и небольшой словарный запас. В связи с этим была поставлена главная задача проекта- сформировать у детей представление о признаках осени не путём заучивания материала, а путём приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе и занятий художественным творчеством, обогащением развивающей среды и тесным сотрудничеством с специалистами ДОУ, библиотекой и родителями.
Цель проекта:
- расширение и систематизирование знаний детей об осени, формирование эстетического восприятия окружающего мира и способствование творческо – речевому развитию детей.
- познакомить детей с инновационной технологией по развитию речи«Синквейн» и применение её на практике.
Задачи:
1. Углубить представления об изменениях в природе осенью.
2.Развивать умения наблюдать за явлениями живой и неживой природы.
3.Привлечь внимание к окружающим природным объектам .
4. Формировать способность , умение , желание видеть красоту окружающего мира , разнообразие его красок и форм.
5. Развивать у детей связную речь с использованием технологии «СИНКВЕЙН» и мнемотаблиц.
6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
7.Привлечь родителей к участию в работе над проектом.
8. Участие воспитанников в конкурсах со своими работами, выполненными совместно с родителями для проекта.
Ожидаемые результаты:
Работа по проекту позволит:
- Сформировать у детей более точные знания о признаках осени.
- Научить устанавливать простейшие связи между наступающим временем года, поведением птиц, животных, состоянием растительности.
- Активизировать и пополнять словарный запас детей, развить связную речь.
- Совершенствовать монологическую речь, тем самым повысить речевую активность детей.
- Систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
- Продолжить формировать у детей способность активного слушателя.
- Воспитать бережное и заботливое отношение к природе у дошкольников.
- Укрепить дружеские отношения между родителями . Желание помогать детям в реализации данного проетка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- опрос детей по теме проекта.
- формулировка цели и задач.
- разработка плана мероприятий.
- разработка плана мероприятий взаимосвязи с библиотекой на время проекта.
- подбор методической литературы по теме проекта.
- обогащение развивающей среды: подбор демонстрационного материала и дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности , костюмов праздника, составление синквейнов для каждого ребёнка.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Обучающие:
1. Расширять и закреплять знания детей об изменениях в живой и неживой природе, осенних месяцах, их последовательности.
2. Дать представление об изменениях в жизни животных и птиц с приходом осени.
3. Упражнять детей в составлении небольших рассказов по теме проекта с использованием технологии синквейн.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, желание познавать новое об осени.
2. Продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающей осени и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
3. Развивать у детей монологическую , диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей.
Названия: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, дожди, лужи, тучи, ветер, листья, библиотека, библиотекарь, мнемотаблица, гроздь, рябина, дуб, грядка, синквейн, туман, сырость, ненастье, слякоть, запасы, озимь, увядание, подарки, парк, бусы, фартук, осина, тополь, зонтик.
Признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, оранжевый, разноцветные, широкий, ветвистый, прямоугольная, квадратная, прощальная, сухие, гнилые, туманный, дальний, трудный, богатый, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, увядающий, печальная, перелётные, зимующие., розовый, жёлтый.
Действия : висят, летят, шелестят, падают, лежат, кружатся, шуршат, осыпаются, растёт, зреет, хмурится, улетают, дуют, курлыкают, дарит, ходит, убирают, выкапывают, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
4. Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности.
5. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
2. Воспитывать желание помогать птицам.
3. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей, не перебивая их.
РАБОТА с родителями:
Задачи:
- Познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами и представить информацию о нём в родительском уголке.
- Предложить родителям принять участие в реализации данного проекта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
"Речевое развитие".
1.Цикл занятий (ООД) по развитию речи и ознакомлению с природой.
2.Рассматривание картин, презентаций об осени и составление рассказов. Наблюдение за листьями, гроздью рябины.
3. Придумывание сказок и загадок об осени.
4.Беседы на темы «Почему осень-чудная пора», «Почему деревья сбрасывают листву», «Что нам осень принесла»,
5.Посещение библиотеки с целью ознакомления с книгами о времени года
«Осень».
6.Творческое рассказывание по темам: «Что растёт на грядке», «Мы гуляли на участке», «Что видел в парке».
7.Знакомство с поговорками, пословицами об осени.
8.Опрос детей (в технике незаконченных предложений) «Мне нравится осень, потому что…», «Осень похожа на….».
Речевые игры:
- «Один-много» (дождь-дожди, ручей-ручьи, лист-листья, кормушка-кормушки, фрукт-фрукты, туча-туч, дерево-деревьев и т.п.).
- «Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное: осенний – дождь, ветер, месяц, шум и т.п).
- «Какое фруктовое варенье?» (образование однокоренных слов : яблоко – яблочное, слива- сливовое, груша- грушевое, апельсин-апельсиновое и т.д).
Пальчиковые игры: «Дождик», «Овощи мы соберём», «Фрукты мы срываем», «В гости к осени».
Чтение детям:
И Токмакова «Деревья», «Разговор старой ивы с дождём», К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень», А. Плещеев «Ель», «Осень наступила», А. Фет «Осень», Г. Скребицкий «Осень», А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало», А. Толстой «Осень», А.Н. Майков «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты…», Е. Трутнева «Осень», В. Бианки «Синичкин календарь», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», К. Г. Паустовский «Рассказ про осень», «Осенние сказки»-сборник сказок народов мира, Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В. А. Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», «Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеёк», «Осенний клён», Крылов «Стрекоза и муравей».
Заучивание стихов:
«Ходит осень в нашем парке» И.Винокуров.
«Осень» и. А Белоусов.
«Сентябрь» Н. Светлячок
«Дождь по улице идёт» В. Семерин.
«Октябрь» С. Маршак
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально-коммуникативное развитие».
1. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в парк», «На лесной полянке».
2. Трудовая совместная деятельность по уборке листьев , подвижные игры и кормление птиц на своём участке. Сбор семян с цветников, сбор листьев для гербария.
3. Беседы: «Кто больше всех радуется ( огорчается) осени?», «Труд людей осенью», «Какие опасности есть осенью?», ( скользкая дорога, дождь, ветер, лужи и т. п.), «Как можно позаботиться о птицах осенью».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие»
1.Цикл наблюдений за живой и неживой природой осенью, деревьями, насекомыми, птицами, людьми:
«Что растёт на нашем участке в начале сентября»,
«Почему исчезли насекомые», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей и даже могут вить гнёзда» и др.
2.Опытно-исследовательская деятельность: Изменение цвета листьев, какие деревья сбрасывают листья первыми, у каких нет листьев и они не меняют цвет и др.
3.Дидактические игры
«Времена года», «Узнай о каком овоще, фрукте говорю», «Узнай с какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Что на грядке, а что в саду», «Собери только овощи или фрукты», «Узнай на вкус фрукт».
«Собери только листья того дерева, которое назову», «Узнай по описанию дерево», «У кого какой домик», «Зимующая или перелётная птица».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Физическое развитие»
1.Зарядка: «Капельки», «Тучка», «Деревья осенью», «Сбор урожая».
2.Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-лебеди», «Успей найти свой овощ», «Летает-не летает»,
«Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
3.Логопедическая ритмика «Осень-осень в гости просим», «1.2.3.4.5. в огород пойдём гулять».
4.Самостоятельно-двигательная активность детей в группе и на прогулке.
5.Физкультурный досуг «Игры Осени».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое».
Рисование «Приметы осени», «Найди помидор (лимон) среди овощей (
фруктов)», «Грибок»,
«Корнеплоды», «Положи овощи в нужные корзинки», «Прогулка осенью», «Дерево в октябре», «Осенний ковёр», «Фрукты», «Тучка и капельки»,
Лепка «Ягодки рябины», «Ягоды клюквы»,
«Кленовые листья», «Разные листья», «Овощи», «Фрукты»,
Аппликация «Осеннее дубовое дерево», «Фрукты в вазе»,
«Яблоня», «Разноцветные осенние деревья», «Осеннее дерево»,
Конструирование «Осенние листочки»,
«Морковь», «Овощи».
Музыкальная деятельность: разучивание песен, хороводов, музыкальных игр об осени. Прослушивание композиции П.И. Чайковского
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Рисунки совместно с детьми на выставку в библиотеку, рисунки и поделки на выставку в ДОУ, работы совместно с детьми для участия в интернет-конкурсах.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ:
1.Изготовление и использование опорных карт-схем Синквейнов, мнемотаблиц, для составления рассказа об осени.
2.Приобретение наглядного материала:
«Времена года». Создание дидактической игры в виде разрезных картинок на тему «Осень», «Фрукты», «Овощи». Создание мнемотаблицы для заучивания стихотворения.
3.Использование раскрасок с изображением овощей, примет осени, фруктов, прогуливающихся детей, листьев разных пород.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Организация семейного конкурса и выставки рисунков, поделок для ДОУ, Библиотеки, Интернет- конкурса.
2.Оформление стенда для родителей в уголке природы «Осень явилась в гости к нам».
3.Рекомендации родителям о чтении художественной литературы об осени.
4.Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц об осени.
5.Экскурсия в библиотеку, в парк.
6.Индивидуальные беседы с родителями по ходу проекта. Обращение к родителям с просьбой о том, чтобы дети принесли по одному фрукту каждый для работы над проектом. Рисунки совместно с детьми на выставку в библиотеку, поделки на выставку в ДОУ, работы совместно с детьми для участия в интернет-конкурсах.
7.Совместная работа по изготовлению костюмов, декораций к осеннему празднику.
8.Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
9.Изготовление родителями кормушек для птиц.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.Организация выставки работ детей на тему
« Осень- чудная пора».
2.Праздничный осенний утренник «В гости к дедушке».
Достигнуты результаты:
1.Проект способствовал возникновению интереса у детей к природе осенью, они уверенно стали называть признаки осени, рассказывали о приметах, об изменениях в живой и неживой природе, выучили осенние месяцы и их последовательность.
2.В ходе проекта многие дети научились устанавливать простейшие связи между наступившем временем года и поведением птиц, животных, состоянием растительности.
3.Активно пополнился словарь детей , а при составлении рассказов связная речь стала более полной, развёрнутой и выразительной. Дети научились составлять рассказ по синквейну и с большим удовольствием играть с ним. Они научились задавать вопросы к существительным, прилагательным, глаголам. Повысилась речевая активность не только у хорошо говорящих детей, но и у тех детей, которые мало и неуверенно общаются.
4.Работы детей по изобразительной деятельности стали выделяться разнообразием ярких красок и творческих идей.
5.В ходе проекта дети стали активнее участвовать в обсуждениях, учились работать в коллективе , воспринимать разные мнения , вместе познавать мир, но к сожалению, умению слушать своих товарищей получается пока не у всех. Над этой проблемой предстоит поработать.
6.Дети стали относится бережнее и внимательнее к природе: не ломать кусты, ветки деревьев, давить маленьких насекомых, не срывать осенние цветы.
7.В ходе проекта укрепились дружеские отношения родителей как с нами , воспитателями, музыкальным руководителем, физкультурным работником, библиотекарем так и между самими родителями, желание помогать детям стало более ощутимо.
8.На протяжении всего проекта у детей прослеживался очень большой интерес и желание познания всего того, над чем мы работали с ними. С большим удовольствием они справлялись старательно над каждой задачей, которая перед ними стояла.
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект в детском саду на тему: Осень. Старшая группа
Проект в детском саду на тему: Золотая осень. Старшая группа
Проект для дошкольников старшей группы ДОУ. Тема: Осень
Творческий проект в старшей группе детского сада на тему: Осень золотая