Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Использование технологии "Синквейн" в развитии речи детей дошкольников

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Автор: Мархель Ирина Алексеевна
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов и использование их в работе с детьми, распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией синквейн, с его практическим применением.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Вызвать от совместного общения положительные эмоции.

Актуальность данного метода
«СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Также, работая в данной группе я увидела, что дети испытывают трудности в разговорной, устной, связной речи. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, ошибки в употреблении предложных конструкций.

Традиционная методика обучения развитию речи рекомендует использовать приём «образец рассказа педагога», что является больше недостатком для ребёнка. Это проявляется в том, что он повторяет то, что услышал.
Таким образом, ему не приходится особо размышлять, использовать какие –то свои выразительные средства. В итоге детям становится скучно и неинтересно.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя поиска инновационных методов, технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Одним из таких методов является «Синквейн»
Этот метод педагоги начали применять сравнительно недавно.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать , фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Задачи «Синквейна»
• пополнять знания детей по лексическим темам;
• обогащать пассивный и активный словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
• развивать ассоциативное мышление и образную память;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.
2. Синквейн является игровым приёмом.
3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия(развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).
- закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- стимулирует развитие творческого потенциала
5. Может использоваться , как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «Синквейн».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и написанная по определённому правилу. (алгоритму).
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Характеристика чего –либо или кого-либо в краткой форме.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Условные обозначения:
• слова-предметы (существительные);
• слова-признаки (прилагательные);
• слова-действия (глаголы);
• слова-предметы (существительные).

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
Способы работы с дошкольниками по синквейнам.
1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну .
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря по словам предметам, признакам и действиям:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.
- Игры малой подвижности ( «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие)

II Этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический.
Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.

Данный метод я использую:
• на занятиях по развитию связной речи, для закрепления изученной лексической темы;
• на занятиях используя слова из синквейна, придумать рассказ.
• Работа в тетрадях по развитию речи
• после коррекционного часа индивидуально, по подгруппам или массово.

Результативность данной работы:
Дети владеют практическими навыками составления синквейна.
• Становится более легким процесс усвоения понятий и их содержания.
• Расширяется и активизируется словарный запас.
• Закрепляются знания о вопросах частей речи и их обозначениях , о предложении.
• Совершенствовался навык использования в речи синонимов; предлогов.
• Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
• Вырабатывается постепенно способность к анализу.
• Лучше развивается фразовая речь.

Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми
Из всего сказанного можно сделать вывод.

Вывод
Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

Уважаемые педагоги, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Синквейн загадка».
Для вас составлено детьми старшей группы видео из слов-предметов, слов-признаков и предложения , которые проговаривали дети. Внимательно послушайте и скажите после этого, о ком или о чём говорится и свои ассоциации к этому предмету. А потом мы послушаем, что ответили дети и вы узнаете, правильно ли вы ответили. Игра напоминает телепередачу " Устами младенца". Прослушивание и просмотр видео с детьми старшей группы.
Объяснение воспитателя о применении «Синквейна» на практике с детьми старшей группы


А сейчас я предлагаю Вам попробовать устно, вместе со мной, составить синквейн на тему "Жизнь":
• 1 строка - Жизнь
• 2 строка – длинная, счастливая
• 3 строка – мчится, идёт, бежит
• 4 строка – Жизнь дана на добрые дела.
• 5 строка – путь

А сейчас на листочках попробуйте составить свой синквейн на любую тему.

На последок мне бы хотелось прочитать вам стихотворение и предложить создать из синонимов на лучиках, формулу жизни по вашим понятиям.
"Жизнь"
Жизнь прекрасна и ярка
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь – улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть – дети и любовь!

Давайте посмотрим , что же у нас получилось. По очереди будем читать ваши синонимы на лучиках.



Прекрасная работа. Вы все молодцы. Вот на такой положительной ноте я буду заканчивать своё выступление.
Я благодарю вас за нашу совместную работу, надеюсь, что моя информация была интересна и полезна, и возможно вы заинтересуетесь этим методом, чтобы добиться желаемых результатов в своей работе. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар для воспитателей детского сада "Повышение экологической компетенции педагогов" Мастер-класс «Играя - развиваем речь» Семинар для воспитателей ДОУ по ЗОЖ Семинар-брифинг для воспитателей детского сада «Применение STEАM-технологии в дошкольном образовании
Проект на тему "Осень" в старшей группе детского сада | Доклад воспитателя детского сада. Оптимизация работы по речевому развитию через РППС в ДОУ
Опубликовано: 802 дня назад (6 февраля 2022)
Просмотров: 5530
+2
Голосов: 2
Кишкинская Олеся Михайловна # 6 февраля 2022 в 19:56 0
Очень интересный семинар!
Ирина Алексеевна Мархель # 6 февраля 2022 в 20:14 0
Спасибо большое,Олеся Михайловна, за ваш комментарий. Я рада, что оценили.
Руфия Рушановна Назирова # 6 февраля 2022 в 21:16 0
Спасибо за интересный семинар. Очень подробно описан
Ирина Алексеевна Мархель # 3 сентября 2022 в 20:35 0
Здравствуйте! Спасибо большое за комментарий!
Ольга Николаевна Ляхова # 7 февраля 2022 в 19:33 0
Ваш опыт работы с методикой синквейн очень интересен.Хороший теоретический и практический материал.Спасибо.
Ирина Алексеевна Мархель # 3 сентября 2022 в 20:35 0
Здравствуйте! Спасибо большое за комментарий!!!