Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Доклад воспитателя детского сада. Оптимизация работы по речевому развитию через РППС в ДОУ

Конспект выступления на педсовете по теме «Оптимизация работы по речевому развитию через РППС в ДОУ»
Автор: Мархель Ирина Алексеевна
Добрый день, уважаемые коллеги, вашему вниманию хочу представить свой доклад о том, как проходит оптимизация работы по речевому развитию через РППС в нашей группе и почему это так важно.

Детский сад – это первое звено в системе образования. Одна из главных задач – это формирование правильной устной речи детей. Хорошая речь детей – важнейшее условие всестороннего полноценного развития. Чем богаче и правильнее речь, тем ему легче высказывать свои мысли, познавать окружающую действительность, проявлять чаще инициативу, индивидуальные способности и самостоятельность.

Оптимизация работы по речевому развитию через развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе осуществляется путём её насыщения различными компонентами, обеспечивающими развитие речи ребёнка дошкольного возраста.

Эти компоненты должны быть содержательными, насыщенными, трансформируемыми, доступными, безопасными и соответствовать индивидуальным возрастным особенностям детей. При этом среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся (т.е. она должна пополняться, меняться, что-то можно убирать, дополнять).

Компоненты речевой среды можно поделить на 2 типа.
1. Естественные – они присутствуют в живом общении. Когда происходит диалог ребёнка со взрослыми и сверстниками.
2. Искусственные – это когда ребёнок осваивает речь с использованием методических средств.
А они то как раз и находятся в различных центрах нашей группы. Мы стараемся организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься тем, что ему нравится, что получается и ближе по душе.

Наш речевой уголок состоит из двух зон.
1 зона сформирована из наглядного , познавательного пособия.
В нём находится материал по временам года. Он меняется, пополняется в зависимости от времени года и месяца. Всё находится в доступности для детей. Дидактические игры, настольные игры, художественная литература, картины, плакаты, календари с временем суток, дней недели, календарь природы.

2 зона сформирована из наглядного и практического материала по лексическим темам образовательной программы. Этот материал также доступен для детей как для индивидуальной работы, так и для групповой, коллективной в виде дидактических игр, настольных, конструктивных, альбомов с картинками, фото по лексической теме, мнемотаблицы, ларец с картинками эмоций, иллюстрации, дидактическая игра с наглядно-методическим пособием « Ёлочка» и копилкой синквейнов, зеркала для оптимизации звуков. Дети могут самостоятельно выбирать то, что им интереснее всего , могут понаблюдать, поиграть, активизировать и обогатить свой словарь, развивать мелкую моторику рук, связную речь, слуховое и фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение, правильное употребление предлогов и грамматических конструкций.


К речевому уголку можно отнести сформированный уголок на дыхание.
В него входят материалы купленные и сделанные руками воспитателя. Карусель времён года (к верёвочкам привязаны различные вырезанные предметы. Ребёнок может переносить её или подойти к полочке, где она стоит и подуть, воздушные шары, мыльные пузыри, завитушки из картона, тучки с капельками, варежки со снежинками на них, дидактическая игра « Бабочки на цветах», радужны бочонок из пластмассовой бутылки и изоленты, трубочки, дудочки цветные, пёрышки, футбол из ваты и ворот.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают деятельность мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.

Уголок экспериментирования способствует развитию связной речи, так как в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям небольшие рассказы, размышлять, рассуждать, доказывать.

Следующий уголок, который напрямую связан с речью сформирован из различных игр для сенсорного развития и логического мышления. Все игры создают условия для развития мелкой моторики рук, что способствует улучшению речевым процессам. Не зря говорят, что мир находится на пальцах наших рук. Все мыслительные процессы зависят от работы наших рук.

Следующий уголок, который напрямую связан с речью сформирован из различных игр для сенсорного развития и логического мышления. Уголок для самостоятельного развития творчества содержит в себе материалы для лепки, раскрашивания, вырезания, рисования, обводки, штриховки. Всё это создаёт условия для развития мелкой моторики рук, что способствует улучшению речевым процессам. Не зря говорят, что мир находится на пальцах наших рук. Все мыслительные процессы зависят от работы наших рук. Дети очень любят этот уголок, так как часто занимаются совместным самостоятельным творчеством.

Музыкальный уголок связан с речевым тем, что в нём имеются предметы, которые развивает слуховое восприятие, что очень важно для внимания и умения слушать собеседника при разговоре друг с другом. В нём имеются предметы «музыкальные инструменты», наглядное пособие в виде картинок с изображением и названием музыкальных инструментов, диски с песнями и сборник к нему с текстами песен. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что способствует развитию фонематического слуха( а это важно при произношении звуков). Также важно для мыслительных процессов и эмоциональное состояние, которое дети получают пользуясь всем тем, что находится в уголке.

Театрализованный уголок представлен в формате различного вида театра сказок. На палочках, пальчиковый театр, куклы, которые одеваются на руки, настольный театр, объёмный картонный театр, сундук для ряженья, маски. Дети учатся в таких играх выстраивать фразы при инсценировке , перевоплощаются в героев, меняя интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе и коммуникабельность.

Конструктивный уголок тоже относится к речевому развитию, так как в этом виде деятельности у детей складывается коллективное общение, умение договариваться, выслушивать своих товарищей, употреблять много различных предлогов, что очень важно для правильного выражения своих мыслей. Этот уголок всегда в свободном доступе с огромным количеством разнообразного конструктора и строительного материала.

Математический уголок представлен материалом, с которым можно работать над грамматическим строем речи пространственно - временными представлениями , связной речью, развитием мелкой моторики рук. Уголок математики – это то рабочее место, где ребята ещё могут и поиграть в дидактические математические игры.

Физкультурный уголок - способствует игровому общению со сверстниками в двигательной активности. Вызывает желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать настроение, эмоциональное состояние сверстников.

Природа является самой могущественной в своём воздействии на речевое развитие. Наблюдения в уголке природы, а также совместный труд способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.

Развивает речь даже формирование навыков самообслуживания. Дежурный уголок, помощь воспитателю на занятиях и младшему воспитателю формирует вежливые формы общения, самостоятельную речевую активность при выполнении каких-то трудовых поручений.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что требования к предметно-пространственной среде речевого развития сводятся к требованиям оформления предметно-пространственной среды в целом, во всех уголках группы.
Всем спасибо за внимание и творческих успехов в работе!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Использование технологии "Синквейн" в развитии речи детей дошкольников | Театрализованное представление в ДОУ. Средняя группа. Сценарий
Опубликовано: 1019 дней назад (6 февраля 2022)
Просмотров: 1375
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!