Научно-исследовательский проект "Правила движения достойны уважения!". Начальная школа
Содержание
Введение
Теоретическая часть
1.1. История появления правил дорожного движения
1.2. Анализ литературы по правилам дорожного движения
1.3. Анализ работы по профилактике ДТП в школе
Практическая часть
2.1. Анализ анкетирования учащихся и родителей по ПДД
2.2. Составление лепбука по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы и буклета для родителей «Научи ребенка ПДД»
2.3. Анализ лепбука инспектором по правилам дорожного движения.
Заключение
Список литературы
Введение
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего несоблюдение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 миллион 200 тысяч человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, малоэффективной профилактической работе. Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Цель проекта: Создание лепбука по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма для учащихся начальной школы, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта
1. Собрать историю возникновения правил дорожного движения.
2. Проанализировать имеющуюся литературу и детскую литературу по ПДД.
3. Проанализировать работу по профилактике ДТП в МАОУ СОШ №8
4. Собрать и проанализировать с помощью анкет информацию о знаниях ПДД учащимися и родителями нашего образовательного учреждения.
5. Создать лепбук для работы с учащимися начальных классов.
6. Создать буклет для родителей «Научи ребенка ПДД»
7. Провести акцию «Научи ребенка ПДД»
Объект исследования: правила дорожного движения
Предмет исследования: создание лепбука по правилам дорожного движения
Исходя из цели и задач, проводимого проекта я выдвигаю следующую гипотезу: если дети будут играть в игры лепбука, то это приведет к осознанным навыкам безопасного поведения на дорогах, и как следствие – снижение дорожно–транспортных происшествий с участием детей.
Методы исследования: анализ, анкетирование, наблюдение, обобщение, анализ
Теоретическая часть
История появления правил дорожного движения
Первыми транспортными средствами были колесницы, конные повозки и всадники на лошадях которые ездили по улицам и дорогам страны. Очень часто они сталкивались друг с другом, так как ездили не соблюдая никаких правил. Все увидели необходимость изобрести правила дорожного движения, которые помогли бы регулировать движение на дорогах. Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Юлий Цезарь около 50 года до н.э ввел одностороннее движение на некоторых улицах Рима. Проезд частных экипажей, колесниц и повозок зависел от восхода и захода солнца. Подъехав к городу, путник был обязан оставить свой транспорт за городской чертой и идти по территории Рима пешком. Соблюдение правил поведения на дорогах контролировалось специально
учреждённой службой. Много перекрёстков оставалось нерегулируемыми.
Знатные вельможи могли беспрепятственно ездить по городу, так как дорогу им расчищали заранее высланные ими скороходы.
В России первые правила дорожного движения появились в 1693 году, их ввел Петр I. Указом Екатерины II появились следующие правила: «На улицах ямщикам ни в коем разе некричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
А при правлении императрицы Анны Иоанновны от 1730 года было введено правило: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу. В конце XVIII века появились первые
«самодвижущиеся повозки» — автомобили, которые ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах действовали разные правила и это
было очень неудобно, поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые
дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Следующий важный шаг был предпринят в Женеве в 1931 году, где была проведена Конференция по дорожному движению. Принятая на собрании конвенция утверждала единообразную систему сигнализации на дорогах. Среди стран, принимавших участие в Конференции, был и Советский Союз. К примеру, образ человечка, переходящего пешеходную «зебру», придумали в СССР. Символический характер оповещающих знаков был обусловлен существующим языковым барьером между странами Европы, Японией, СССР и США. Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
1.2.Анализ литературы по правилам дорожного движения
Первые единые Правила дорожного движения для всей страны были введены в 1961 г. (они базировались на Конвенции 1949 г.). Затем после некоторой переработки эти Правила были переутверждены в 1965 г. и действовали до 1 января 1973 г., когда их сменили основанные на Конвенциях 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашениях 1971 г. Со времени введения Правил 1973 г. в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, появились новые автомобили, изменилось законодательство об ответственности в сфере дорожного движения. Рабочими органами Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН
сформулирован ряд новых рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Все это требовало периодической корректировки Правил, поэтому на протяжении последних лет в Правила
1973 г. приказами МВД СССР вносились отдельные изменения и дополнения в 1975, 1976, 1979 гг. Фактически новая редакция Правил была введена с 1 июня 1980 г., что объективно было обусловлено появлением в этом же году
весьма важного и принципиально нового для отечественной практики ГОСТ 23457-79 , а также ГОСТ 10807-78 взамен ГОСТ 10807-71. Прошедшее с 1 июня 1980 г. время также было насыщено существенными нововведениями в сфере дорожного движения. Это послужило причиной очередного этапа совершенствования правил, завершившегося утверждением новой их
редакции. Новые Правила вступили в действие 1 января 1987 г. Редакция 1980 г. отличалась от предшествующих Правил полностью переработанным разделом по дорожным знакам. Это было обусловлено, как уже отмечалось, введением государственных стандартов. Имелись некоторые изменения в порядке использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применения противотуманных фар и т. д. Из текста Правил были исключены разделы, определявшие обязанности должностных лиц транспортных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных и иных предприятий и организаций и устанавливавшие порядок согласования с Госавтоинспекцией некоторых вопросов безопасности дорожного движения. В связи с введением ГОСТ 25478¬82 в 1984 г. в Правила были внесены очередные изменения, которые относились к разделу, регламентирующему требования безопасности к техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Проанализировав детскую литературу:
• Рассказ Н.Носова «Автомобиль»
• А. Иванов. Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили
• Б. Житков «Светофор»
• А. Северный «Три чудесных цвета»
• В. Клименко «Происшествие с игрушками»
• Я. Пишумов «Юрка живет на другой стороне»
• Я. Пишумов «Песенка о правилах»
В процессе анализа я выяснила, что детские произведения направлены на изучение освоение детьми правил дорожного движения. Авторы данных произведений знакомят ребят с основными правилами, дорожными знаками, показывают разные жизненные ситуации в которые попадают дети. Особое внимание уделяется вниманию на дорогах и правилам поведения их участников. Книги – помощники в освоении правил безопасности.
1.3. Анализ работы по профилактике ДТП в МАОУ СОШ №8
По данным инспекторов ГИБДД на территории городского округа Красноуральск происходит большое количество нарушений Правил дорожного движения. Ребята переходят неправильно дорогу в различных неположенных местах. За 2018 год нарушителей правил дорожного движения в нашем городе зарегистрировано 462 ребенка, из их числа 110 учащихся нашей школы. В 2017 году 441 ребенок нарушил ПДД из них 92 из нашего образовательного учреждения.
Проанализировав работу кружка «ЮИД» и работу классных руководителей я увидела, что в каждом кабинете школы оформлены уголки безопасности, еженедельно проходят классные часы и минутки безопасности. В фойе 1 этажа во время перемен показывают фильмы и мультфильмы рассказывающие о ПДД. По голосовой связи еженедельно дети рассказывают о правилах поведения на дорогах, а также в школе. В школе оборудованы уголки безопасности и информационные стенды, в которых ежеквартально меняется информация, что особо привлекает внимание детей.
Ежемесячно проводятся инструктажи по ПДД. В первых классах ежегодно проходит посвящение в первоклассники, где детей обучают ПДД. В классах начальной школы проводятся викторины, конкурсы, направленные на изучение и соблюдение ПДД. Ежегодно с началом учебного года с детьми на внеурочной деятельности проговаривается и изготавливается маршрут безопасности из дома в школу. В нашей школе частые гости ¬ сотрудники ГИБДД. Они
принимают участие в наших мероприятиях, приходят к нам с беседами и
лекциями. Большую популярность приобрели конкурсы рисунков и плакатов
по ПДД.
С детьми нарушившими ПДД проводятся профилактические беседы организованные отрядом ЮИД и руководителем. Организуется работа с родителями(беседы, родительские собрания, диспуты), где родителям объясняют о важности соблюдения правил дорожного движения.
Работа отряда ЮИД и каждого классного коллектива нашей школы огромна и бесценна, но почему же продолжают расти правонарушения на дорогах нашего города?!
2.Практическая часть
2.1. Анализ анкетирования учащихся и родителей по правилам дорожного движения
Я изучила литературу и проанализировала работу по профилактике правил дорожного движения в школе, сделала вывод о необходимости провести анкетирование родителей и обучающихся нашей школы. Мной были заданы следующие вопросы:
1. Обучают ли тебя правилам движения на дороге?
2. ПДД-это законы безопасности! Их нужно соблюдать?
3. Ты всегда переходишь дорогу по правилам?
4. Всегда ли твои родители при тебе соблюдали ПДД?
Проанализировав ответы учащихся, я получила следующие результаты:
Таким образом по диаграмме можно увидеть, что 95% детей знакомы с правилами дорожного движения, а 5 % не уверены в этом.
По диаграмме я вижу, что 88% детей считают, что соблюдать правила дорожного движения необходимо всегда, 5 % ответили, что не всегда требуется выполнять ПДД и 7 % детей ответили, что можно не соблюдать.
На данный вопрос я получила следующие результаты 67% всегда правильно переходят дорогу и 33% не задумываются над опасностью и переходят дорогу по своему усмотрению, что может привести к опасным последствиям.
64 % детей ответили, что родители соблюдают правила дорожного движения и 36% не соблюдают. Дети ответили, что их родители могут пройти в неположенном месте, пробежать на красный, не посмотреть по сторонам и т.д..
Вопросы для родителей:
1. Соблюдаете ли вы ПДД?
2. Объясняете ли вы ребенку в каких местах и как нужно переходить дорогу?
3. Знает ли ваш ребенок ПДД и знает ли безопасный маршрут до школы?
4. На ваших глазах дети нарушают ПДД, отреагируете ли вы или пройдете мимо?
Проанализировав ответы родителей у меня получились следующие результаты.
Вывод: таким образом, по диаграмме видно я вижу, что многие родители нарушают правила безопасного поведения на дорогах.
Вывод: По диаграмме я увидела, что 20 % родителей не обучают своих детей правилам безопасного поведения на дороге. Некоторые родители отвечали, что данным правилам дети обучаются в образовательных учреждениях.
Вывод: Некоторые родители не могут уверенно ответить на данный вопрос, так как не задумывались над данным вопросом, другие уверены в знании своих детей.
Вывод: 25% родителей ответили, что реагируют на нарушения ПДД детьми, могут сделать замечание, остановить, попросить посмотреть по сторонам, а 75% родителей, к сожалению, ответили отрицательно.
В настоящее время все больше как взрослых, так и детей нарушают правила дорожного движения. С каждым годом эти цифры растут. Это проблема, которая интересует меня как члена отряда ЮИД, т. к. я активно участвую в разных акциях, провожу совместно с руководителем занятия в классах и детских садах, работаю над профилактикой ПДД.
Поэтому я решила создать лепбук по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов, который можно использовать как на переменах, так и внеурочной деятельности, также я планирую провести работу с родителями, направленную на пропаганду ПДД.
2.2 Лэпбук «Правила дорожного движения»
Лепбук- папка с кармашками, в которой помещена система игр и заданий по правилам дорожного движения. Данная папка привлекает как взрослого, так и ребенка так как она имеет яркое и красивое оформление. Лепбук может быть использован в небольших группах детей, а также индивидуальной работе.
В настоящее время возросла аварийная ситуация на дорогах с участием детей и поэтому важно не только оберегать своих детей от опасностей, но и готовить его к самостоятельной жизни, прививать навыки осознанного безопасного поведения на дорогах.
Данный лепбук предназначен для детей младшего школьного возраста, но, если его дополнять и усложнять он может послужить очень долго.
Цель:
- способствовать формированию системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний детей о правилах дорожного движения
способствовать формированию знаний и умений классифицировать дорожные знаки.
Развивающие:
-способствовать развитию внимательности, наблюдательности, самостоятельности.
-способствовать развитию речи детей, коммуникативных навыков
Воспитательные:
Способствовать воспитанию осознанного и ответственного отношения к себе и другим.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми
В него входит 11 развивающих заданий:
1. «Остров безопасности» (карточки с правилами дорожного движения).
Данный раздел состоит из советов и иллюстраций по правилам дорожного движения.
Цель: способствовать изучению и закреплений знаний учащихся по правилам дорожного движения.
2. Игра «Собери знаки»
Игра расположена в кармашке. Здесь собраны картинки и пазлы с изображением различных дорожных знаков.
Цель: способствовать закреплению знаний о дорожных знаках, их классификации, умение логически рассуждать, расширять словарный запас, развивать устную речь.
3. «Правила сигналов светофора».
Правила расположены в светофоре под каждым сигналом.
Цель: способствовать запоминанию сигналов светофора в стихотворной форме.
4. «Советы светофора».
Стихи собраны в конструкцию водопад.
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, с помощью стихов по ПДД, регулировщика, транспорте, привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
5. «Загадки о ПДД».
Карточки, которые вложены в раскрывающийся цветок.
Цель: способствовать развитию умственных способностей: мышления, внимания, памяти; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
6. Д/и «Дорожные знаки» (Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки приоритета, информационные знаки)
Игра представляет собой карточки с изображением дорожных знаков и значение каждого знака с обратной стороны.
Цель: способствовать развитию умения различать дорожные знаки по группам, развитие коммуникативных навыков учащихся, словарного запаса, внимания памяти.
Варианты игры с дорожными знаками:
1. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки». Каждой команде дается группа дорожных знаков. Детям необходимо найти свои знаки и объяснить их назначение.
2. Ведущий называет знак. Ребенок рассказывает, что он обозначает.
3. В ходе игры ведущий называет группу, а дети подбирают к этой группе те знаки, которые подходят и объясняют.
7. Д/и «Автобренд» (назови марку)
Данная игра направлена на знание известных марок машин.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Ход игры:
Ведущий показывает автомобиль, а дети должны найти марку этого автомобиля или наоборот ведущий показывает марку, а дети ищут автомобиль.
8. Д/и «Ребусы».
Цель: способствовать формированию внимания, мышления, памяти, расширять кругозор учащихся через решение ребусов по правилам дорожного движения.
9. Д/и «Виды транспорта».
Ход игры: ведущий показывает транспортное средство, ребенок должен рассказать о нем: название, вид, для чего используется, кто им управляет.
Цель: закрепление знаний детей о видах транспорта, их использовании в повседневной жизни, развитие устной речи.
10. Памятка «А ты не забыл про фликер?».
В данном памятке можно узнать и познакомиться что такое фликер и увидеть образцы, которые можно прикрепить на одежду.
Цель: привлечение учащихся к ношению в своей одежде светоотражающих элементов.
11. «Подвижные игры по ПДД».
В данном разделе содержатся подвижные игры направленные на снятие напряжения и утомления учащихся в процессе занятий. Также данные игры можно использовать в спортивных играх и соревнованиях.
Цель: способствовать развитию умственных способностей, двигательной активности, ловкости, быстроты реакции.
- Игра «Запомни сигналы регулировщика»
- Игра «Найди пару»
- Игра «Огни светофора»
- Игра «Дорожное-не дорожное»
- Игра «Знающий пешеход»
- Игра «Заяц»
- Игра «к своим знакам»
- Игра «Иду по дорожке»
- Игра «Бегущий светофор»
- Игра «Найти жезл»
Данные игры и задания направлены на изучение и закрепление знаний по правилам дорожного движения, через игры, а также проблемные ситуации.
В процессе работы я решила опробовать данный лепбук на внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Лепбук сразу привлек внимание своей необычной формой и яркими красками, ребята с интересом стали его изучать и были удивлены таким количеством игр в одной папке. Мальчиков привлекла игра с машинами и марками машин. Девочки с удовольствием отгадывали загадки и изучали светофор в виде цветка, собирали пазлы дорожных знаков. Дети были так увлечены, что не заметили, как пролетело время. Ребята изучали правила дорожного движения в игровой ненавязчивой форме и были рады, что мы к ним пришли.
Кроме летбука мной был разработан буклет по правилам дорожного движения для родителей «Научи ребенка ПДД».
В данном буклете я обратилась к родителям с тем, что необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учиться ориентироваться на дороге, учиться наблюдать и быть предельно внимательными.
Я решила провести работу с родителями и провели акцию «Научи ребенка ПДД». Родители были очень удивлены моей работой, внимательно выслушали все советы и сказали, что постараются их выполнять. На прощание каждый получал буклет по ПДД и совет от инспектора Н. В. Королевой: «Ни любви, ни правильной жизни, ни счастью — научить нельзя…Только показать своим примером.»
2.3. Анализ лепбука инспектором по правилам дорожного движения
Анализ данного лепбука мне бы хотелось начать с того, что данный материал имеет непосредственную ценность в изучении правил дорожного движения так как дети, играя и выполняя данные задания могут с легкостью усваивать правила дорожного движения. На переменах или на внеурочной деятельности дайте детям лепбук, и они с интересом будут изучать и играть в данные игры и время пролетит не заметно.
Представленный лепбук-это папка с занимательными заданиями для обучающихся. Также лепбук включает в себя пособия, которые помогут закрепить содержит знание безопасного поведения на дороге. Внешний вид и оформления папки – раскладушки привлекает как ребенка, так и взрослого. При открытии папки ребенок сразу сталкивается с важной и нужной информацией - дорожные знаки, которые разложены по кармашкам с названием групп и описанием знака на карточках. Данная игра может позволить ребенку изучить правильное название и значение каждого дорожного знака. Также привлекает своим интересным исполнением «Светофор», у которого сигналы выполнен в виде цветков, их можно потрогать развернуть и сложить обратно. В кармашке «Советы светофора» вложены важные правила для пешехода в стихотворной форме и картинками, что позволить ребенку лучше усвоить информацию. Рядом можно найти карточки с картинками, где подробно описаны правилами дорожного движения. На последующих разворотах лепбука размещены игры разного формата: пазлы, настольная игра бродилка, ребусы, карточки с заданием, которые позволят закрепить изученный материл по правилам дорожного движения расположенный на первых листах папки - раскладушки. Обучающую информацию и игры можно совмещать между собой и создавать из них новые игры и задания. Лепбук по ПДД разработанный Казаковой Екатериной можно использовать для игр как для одного ребенка, так для группы состоящий из 2-5 детей. Данный лепбук можно порекомендовать педагогам и родителям для совместного изучения с детьми правил безопасного поведения на дорогах. Данный лепбук по ПДД это отличный способ закрепить тему «правила дорожного движения пешехода» со школьниками и малышами, провести исследовательскую работу.
Инспектор (по пропаганде БДД) ОГИБДД ОМВД
России по г. Красноуральску
старший лейтенант полиции
Заключение
В настоящее проблема безопасности дорожного движения актуальна в связи с необходимостью обеспечить безопасность детей на дорогах. С детьми проводится большая профилактическая работа по правилам дорожного движения. Моя работа по разработке лепбука по ПДД может быть полезна и использована как на переменах, так внеурочной деятельности.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по пополнению данного лепбука новыми и интересными пособиями по правилам безопасного поведения на дорогах и продолжать работать над профилактикой дорожно-транспортных происшествий.
Проанализировав анкеты, мы видим, что чаще правила дорожного движения нарушают родители при этом являясь непосредственным примером для своих детей. В связи с этим необходимо прививать культуру безопасного поведения не только у детей, но и у родителей путем родительских собраний, конференций, акций и т.д.
В ходе исследовательской работы мы приняли участие в
акции для родителей «Научи ребенка ПДД», составили буклет по безопасности дорожного движения.
Таким образом я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Если обучающиеся будут играть в игры лепбука, то они будут знать правила дорожного движения. Проблема дорожно-транспортных происшествий может быть решена, если мы научим детей правилам дорожного движения через игру, проблемные ситуации, а также привлечение семьи.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. ¬ Ростов¬на- Дону: Феникс, 2005. ¬ 160 с.
3. Дружинина М. «Наш друг светофор» М.: Просвещение, 2006.
4. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007 г.
5. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.
Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. ¬ М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Иванов К, «Азбука безопасности», ¬ М, «Просвещение», 2008.
Приложение
Вопросы для учащихся
1 Знакомят ли тебя с правилами безопасного поведения на дорогах?
Да
нет
2 Как ты считаешь необходимо ли их соблюдать?
Да
Нет
Не всегда
3 Ты всегда правильно переходишь Дорогу?
Да
Нет
Не всегда
4 Соблюдают ли твои родители правила дорожного движения?
Да
Нет
Не всегда
Вопросы для родителей
1 Всегда ли вы правильно переходите проезжую часть дороги?
Да
Нет
Не всегда
2 Обучаете ли вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?
Да
Нет
Не всегда
3 Знает ли ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться
или учится? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?
Да
нет
4 Вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
Да
Нет
Не всегда
Фото приложения
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект по ПДД, 4 класс. Безопасное поведение на дорогах
Проект по ПДД для младших школьников