Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар практикум для воспитателей ДОУ. Конфликты с родителями и пути их решения

Практикум для воспитателей «Конфликты с родителями. Как их избежать?»
Конфликты неотъемлимая часть нашей жизни, особенно в работе воспитателя. Поэтому очень важно снабдить особенно молодого воспитателя техниками, умениями для разрешения конфликтных ситуаций. Данный практикум может использоваться как в ДОУ, так и в других образовательных учреждениях.
Цель
- познакомить воспитателей с понятием конфликта, и дать инструменты правильных действий для предотвращения конфликтов с родителями.
Задачи:
- замотивировать воспитателей на оптимизм и успех.
- познакомить воспитателей с техниками общения с родителями в конфликтных ситуациях.
- познакомить с правилами общения с «проблемными» родителями.
* * *
Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о взаимодействии с родителями. Но для начала давайте зарядимся положительными эмоциями и разомнемся. Вставайте свободно, чтобы не мешать друг другу.

1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!» (3 мин)
Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:
1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!» - стоя, свести лопатки и улыбнуться;
2. «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь;
3. «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!» - потирая ладонь о ладонь;
4. «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо;
5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - погладить себя по голове;
6. «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна!» - руки широко развести в стороны.
7. «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»- покачаться с носка на пятку
8. «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

1. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
-В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
- каким образом ее можно соотнести с нашей темой?
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) как первый или как второй толкователь?
- как вам кажется, будет ли меньше конфликтов если сообщать родителям негативную информацию, используя способ второго толкователя? Почему?

Таким образом, в наших с вами силах избежать конфликта и не дать повода для него вовсе.
Умение общаться зависит от разных составляющих, которые следует учитывать:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным.
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

И сейчас я предлагаю попрактиковаться и поучиться формулировать негативную информацию правильно, не вызывая у родителя защитной реакции.
Способ первый: принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного.
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:
1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,
2) переходить к неприятным моментам,
3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,
4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
• «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
• «Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ...»)
• «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»)
• «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»)
• «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
• «Давайте вместе подумаем, как ...»
• «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
• «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».
Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Ведущий последовательно открывает на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:
- Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).
- Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саше требуется чуть больше времени для выполнения заданий).

Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».
Существуют два стиля «прокурор», «адвокат»
В стиле «прокурор», главной целью воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход. Цель -оказание помощи в сложившейся ситуации, а не попытка обвинить, сказать что не прав.
Пример.
Родитель: «Почему у моего Миши синяк на щеке?»
• Позиция «прокурор» в общении с родителями:
- Ваш Миша на прогулке безобразно себя вел (не обращал внимания на то, что я не разрешаю прыгать с веранды, упал и ударился). Вам необходимо объяснить ребенку, как надо вести себя в детском саду.

- Какие ошибки допустил воспитатель при разговоре с мамой?
-Давайте попробуем прочитать мысли мамы после каждой сказанной фразы.

• Позиция «адвокат» в общении с родителями:
- Миша физически развитый и подвижный мальчик. Я не смогла его предостеречь от неосторожного прыжка с веранды. Я огорчена по поводу того, что не всегда могу объяснить ему правила безопасного поведения на прогулке. Мне не хочется ограничивать его потребность в движении. Давайте вместе подумаем, как нам научить Мишу соблюдать правила безопасного поведения.

Родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеете в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик».
«Я считаю, что он не хочет ходит в садик по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя в группе?» – это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между учителем и родителем.
Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может подружиться с ребятами. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.».
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Не выносить суждений.
Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не проповедовать.
Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
3. Не поучать.
Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
4. Не приказывать.
Педагогу необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест. Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам ничего не должен. Это мой ребенок, и я буду поступать так, как сочту нужным!»
5. Не угрожать.
Педагог не должен забывать, что любая угроза – это признак слабости, а угроза со стороны воспитателя – это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны воспитателя – это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то, то…», являются свидетельством неумения педагога аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Угрозы со стороны педагога препятствуют установлению взаимопонимания между семьей и школой.
6. Не ставить «диагноз».
Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против воспитателя.
7. Не выпытывать.
Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и школой.
8. Не разглашать «тайну».
Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
9. Не оправдывать и не оправдываться.
Педагог, выстраивая свои отношения с родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков ребенка и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
10. Не провоцировать конфликты.
Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Список литературы:
1. Вавиловцева В.В. Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
2. Тимофеева М.В. Семина-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями/ Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№12- С53-61

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания ДОУ
Опубликовано: 384 дня назад (1 сентября 2020)
Просмотров: 470
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!