Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста

Использование природного материала для всестороннего развития дошкольников
Чтобы всесторонне развивать ребёнка не обязательно покупать дорогие развивающие игрушки (хотя, соглашусь, что бывают просто замечательные). Очень много развивающего материала находится вокруг нас постоянно и совершенно бесплатно.

В чём же польза взаимодействия с природными материалами?
1. Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
2. Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки).
3. Развитие мелкой моторики.
4. Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
5. Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления, памяти.
6. Ощущение природной гармонии, развитие эстетических вкусов.
7. Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
8. Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).

Игры с природным материалом на прогулке:
- Угадай, что это. Заранее готовится непрозрачный тканевый мешочек, в который помещаются природные предметы с разнообразной фактурной поверхностью: орехи, шишки, камушки, ракушки и другое. Ребёнок с закрытыми глазами запускает руку в мешочек и, не открывая глаз, угадывает, что это за предмет.

- Игры с песком.
Для младших дошкольников можно просто: «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы; «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения; создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь); сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует; делать отпечатки различных предметов (шишек, камней, веточек); сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и украсить его разными палочками; сдуть песок с ладоней, листочков, цветочков; создать рисунки на влажном песке; спрятать в песок камешек, шишку, формочку и отыскать их.

Песок на подносе. Взять поднос и тонким слоем рассыпать на нем песок. Для примера, пальчиком ребенка провести по песку – получится яркая линия, это непременно заинтересует малыша. Потом необходимо позволить ему самому что-то хаотично изобразить, а потом можно порисовать вместе – солнышко, волны, дождик…

Для старших дошкольников можно потренироваться ориентироваться на плоскости. Есть для этого классная игра «Узор под диктовку». Почему бы не поиграть в неё на песке? Начертить квадрат/прямоугольник (или выложить его из палочек). И давать ребёнку указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал: палочки, камешки, цветочки, листочки и пр. Например, в верхнем левом углу положи камень, в середине цветок, а под ним листок, над листком веточку и т.д. Получится настоящая картина!

- Игры с камнями или сенсорная коробочка из камней разной формы, фактуры, размера и дети с радостью увлекутся перебиранием. Камни можно сортировать, выкладывать из них различные образы, строить башни и домики, угадывать что выложили дети , а ещё выкладывать по очереди и пытаться создать вместе узор. На камнях можно интересно порисовать (смешные рожицы, разные узоры). Кстати уже сам процесс сбора камушков может стать увлекательной игрой и вызовет интерес ребенка к предстоящему занятию.

- Использовать природный материал: шишки, камешки, веточки, листочки как счётный материал.

Игры и занятия с природным материалом в группе
Подготовить распечатанные лабиринты и предложить ребенку пройти их нестандартным способом, не карандашом, а проложить дорожки природными материалами. Заодно можно посчитать сколько, например, желудей для этого понадобилось, приравнивая 1 шаг = 1 желудь.

Продемонстрировать детям как можно измерять что-то чем-то. Например, сколько шишек (камней, листочков, фасоли, тыквенных семечек) составит размер детской ножки, книжки или любимой игрушки.

Изодеятельность.
- Нетрадиционное рисование – набрызг. Нам понадобиться белые листы бумаги, листочки разной формы и размеров, небольшой разбрызгиватель с подкрашенной водой (можно взять старую зубную щётку, жёсткую кисточку). Разложить листочки по белой бумаге и поразбрызгивать краску ла листочки. Чем больше набрызг, тем чётче будут потом видны белые силуэты листиков

- Коллаж. Вооружившись бумагой, клеем или двусторонним скотчем крупами, природным материалом можно творить свои шедевры! Пригодятся и мелкие камешки, ракушки, косточки от абрикос, фиников, хурмы, цитрусовых, семечки, кукуруза, сухоцветы, лавровый лист… Можно такой коллаж делать и на прогулке и пускать в ход всё, что найдут дети! Мы практиковали такое занятие летом – очень занимательно!

- Рисование шишками. Налить на лист бумаги несколько капель краски в разных местах, интереснее будет, если использовать несколько цветов и пусть ребенок отпечатками шишек творит свой шедевр.

Опыты с природным материалом
- Удивительная шишка. Нам нужно: раскрытые шишки, вода, ёмкость для воды. Положить шишки в воду и наблюдать. Раскрытые, они закрываются в воде. А если их высушить - снова раскроются! Можно много раз играть. Тут конечно есть такой момент - затянувшееся ожидание. Шишки далеко не сразу закрываются, полежать им надо в водичке, 2-3 часа примерно. За этим явлением деткам очень интересно наблюдать, советую, если ещё не делали. Также в этом опыте тренируем мелкую и крупную моторику, ловкость рук, учимся ловить и доставать предметы из воды, закаляемся.

- Разноцветная капуста. Нам нужно: 3-4 стакана с водои;, пищевые красители, листья капусты (пекинской или белокочанной). Опыт лучше начать утром, т.к. он займёт много времени. Добавить в каждыи стакан пищевои; краситель любого цвета и поставить в воду по одному листу. Раствор должен быть концентрированным, тогда и цвет будет насыщенным! Вечером можно увидеть, что листья капусты окрасились в разные цвета. Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений;. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Игра с фасолью
В большую ёмкость высыпать фасоль (чем больше, тем интереснее задание и ощущения), добавить несколько мелких предметов (разноцветные камни, мелкие игрушки, ракушки, пуговицы, шишки, любую крупу и так далее). Цель - найти все мелкие предметы и собрать их в одну ёмкость. Игры с крупами способствуют у детей развитию сенсорного опыта, мелкой моторики, восприятия, внимания.

Если у вас есть что добавить – делитесь своим опытом, будет очень интересно!

Рекомендуем посмотреть:

Поделки для детей из природного материала своими рукам. Муравей Конспект вне занятий по ручному труду в детском саду Терра - коллаж своими руками Флористика для детей дошкольного возраста
Консультация для родителей. Читаем вместе с детьми дошкольного возраста | Экспериментирование с детьми в домашних условиях
Опубликовано: 1620 дней назад (17 июня 2020)
Просмотров: 2191
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!