Флористика «Узоры на тарелочках».
Аппликация из сухих цветов и листьев с детьми 6-8 лет.
Оформление подарка своими руками.
Автор: Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.
Одним из достопримечательностей нашего города является фарфоровый завод – ДФЗ. Многие родители детей работают на этом заводе. С детьми мы ознакомились с широким ассортиментом фарфоровой продукции и решили попробовать стать маленькими художниками и самостоятельно создать узор на тарелочках из флористики. Предлагаю Вам познакомиться с работами детей в технике аппликация из засушенных цветов, веточек, листьев, травинок – флористика.
Засушенные цветы и листья – это отличный материал для творчества. Из них круглый год можно создавать аппликации, картины, панно, закладки и открытки.
Данный материал предназначен для воспитателей, педагогов начальных классов, педагогов дополнительного образования, для совместного творчества родителей и детей для участия в творческих конкурсах, для изготовления подарка к празднику, для украшения интерьера.
Данные работы смогут выполнить дети 6-8 лет.
Цель. Оформление подарка своими руками: создание узора на бумажной тарелочке из засушенных цветов, листьев, травинок.
Задачи:
Учить детей создавать узор на тарелочке, используя природный материал: сухие веточки, цветы, листья, травинки, семена.
Развивать конструкторское мышление, фантазию, эстетический вкус и художественное воображение.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, аккуратность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Листья, цветы и другие природные материалы для аппликации можно собирать на протяжении всего лета и осени. Ведь как интересно из всего разнообразия отобрать красивые листики, веточки, травинки, цветочки, разнообразные семена, а затем засушить их.
Работая с элементами живой природы, дети могут глубже познать природу родного края, увидеть ее красоту, великолепие. Ребята учатся познавать глубину природы и окружающего мира. Занятия аппликацией из сухого природного материала помогают развивать у дошкольников чувство любви к природе, бережное отношение к ней, развивают у детей творческое воображение, память, внимание, а также мелкую моторику рук, глазомер, терпение и усидчивость, дисциплинируют детей, приучают их к точности и аккуратности, развивают образное мышление, фантазию и творческое восприятие мира. Этот вид творчества не требует никакой специальной подготовки или художественных навыков.
Собирать растения можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои особенности. Сбор и заготовку можно проводить в любое время дня. Но при этом не следует ломать ветки кустарников и деревьев ради того, чтобы сорвать лист. Не губите природу, берегите ее! Собирать растения можно при любой возможности: на прогулках в парке или в лесу, на даче, в саду или огороде. При этом, чем разнообразнее материал вы соберете, тем легче и интереснее вам будет оформить задуманную работу.
Засушенные листья, цветочки и травинки становятся прекрасными материалами для детского творчества.
Изготовление аппликаций предполагает правильную заготовку материала.
Варианты сушки природного материала:
1. Цветы и листья можно разложить между страницами старой книги или журнала и выдерживать 6-7 дней под прессом, при этом давление должно быть равномерным. Каждый листик лучше проложить с обеих сторон бумажной салфеткой. Тонкие листья и трава высыхают буквально за 2-3 дня. Толстенькие листочки, в которых много влаги, а также пушистые цветы могут сохнуть от 1 недели до 1 месяца. Толстые стебли растений засушиваются плохо, поэтому их рекомендуется разрезать вдоль пополам. Оставляем растение в книге до тех пор, пока оно не высохнет.
2. Экспресс-сушка с помощью утюга. В этом случае процедура сушки займет всего 2-3 минуты. Собранные растения бывают пыльными, поэтому лучше гладить их на поверхности, которую потом не жалко выкинуть, например, на больших газетных листах. Сверху природный материал накрыть газетным листом или бумажной салфеткой и прогладить. После этого верхний газетный слой приподнимается на две, три минуты, чтобы дать возможность испариться влаге и просохнуть растениям.
3. Пересыпать листья в коробочке слоями сухого песка. Такой способ позволяет не только их засушить, но и сохранить свежий цвет.
Из высушенных листьев, цветов и трав можно создать неповторимые картины, панно, открытки - как изысканно сложные, так и совершенно простые, которые могут сделать даже маленькие дети.
Виды аппликаций.
Накладная аппликация.
Попробуйте начать работу с придумывания картинок, создаваемых с помощью наложения листьев. Таких картинок можно придумать очень много: бабочки, грибочки, цыплята и другие птички... Недостающие элементы можно пририсовать фломастером или сделать из других природных материалов.
Наловчившись на простых картинках, дети могут начать придумывать многоярусные изображения. В этой технике листочки наклеивают друг на друга слоями. Аппликация получится яркой и веселой, если листочки будут отличаться по цвету.
Силуэтная аппликация. В этом виде аппликации лишние части засушенных растений отрезаются, чтобы получилось именно то, что задумал маленький художник.
Модульная аппликация (мозаика). С помощью этой техники картинка создается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков (или, например, семян клена). Так можно сделать чешую рыбки, хвост петушка или жар-птицы.
Симметричная аппликация. Используется для создания отдельных образов или целых картин, имеющих симметричное строение, а также для получения двух совершенно одинаковых изображений (например, отражение в воде). Для этого нужно подбирать похожие листочки, цветки, чтобы получить изображение с его «отражением» или симметричное само по себе («Бабочка», «Стрекоза», «Пейзаж с озером», «Лодочка на реке»).
Ленточная аппликация - разновидность симметричной аппликации. Ее отличие в том, что она позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений - орнаментов. Получаются целые «хороводы» деревьев, цветов, грибов, бабочек и т. д.
Инструменты для аппликации из сухого природного материала.
1. Картон или другая плотная бумага. Очень оригинальная композиция получится, если ее сделать на бархатной бумаге.
2. Пинцет, для того, чтобы брать и переворачивать мелкие детали задуманной композиции. Особенно хрупкие и ломкие листья лучше сначала наклеить на кальку или папиросную бумагу, вырезать, а затем разрезать на части и составлять из них композиции.
3. Клей. Чаще всего пользуются клеем ПВА. Наносите клей тонким слоем на края листика или очень осторожно на всю поверхность. Клей должен быть достаточно густой, чтобы не образовывались капли. Я использую в работе потолочный клей «Титан». Он прозрачный, не оставляет след и быстро сохнет. Я наливаю его в контейнер для анализов, а вместо кисточки использую прилагающуюся пластмассовую ложечку (очень удобно, так как кисточку после потолочного клея придется выкинуть – она не отмывается)
4. Кисточка для клея ПВА. Она должна быть тонкой.
5. Подставка для кисточки.
6. Ножницы.
7. Фломастеры, чтобы подрисовывать недостающие детали.
8. Бумажные салфетки.
Последовательность выполнения работы.
1. Определить тему и задачи.
2. Подобрать материал, сделать эскизы, зарисовки.
3. Выбрать засушенный материал, соответствующий раскрытию образа, темы.
4. Раскрыть тему: рассказать о данном предмете сказку, стихотворение, загадать загадку. Говоря о предмете изображения, следует использовать образные ассоциации, метафоры, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, а, следовательно, желание работать.
5. Сделать эскиз работы.
6. Выполнение работы детьми.
7. Обсуждение созданных композиций.
В работе над аппликацией очень важно учить детей обдумывать и обосновывать замысел, а также – планировать всю последовательность работы. Простые композиции малыши могут составлять как мозаику: выкладывать из листиков изображения и, рассматривая, что получилось, перемещать по всему фону, подбирая наиболее подходящие элементы.
Сложные композиции лучше сначала попробовать составить на отдельной поверхности, а затем частями переносить на основной фон. Начинать надо с заднего плана, плавно переходя к переднему. Клей наносится по краям деталей. В том случае если клей будет наноситься на весь лист или цветок, то высохнув, он покоробит аппликацию. Готовая аппликация накрывается листом бумаги или картона и кладется под небольшой пресс на сутки. Это позволит придать листьям, приклеенным к бумаге одинаковую ровность. Если подобный эффект не нужен, то от гнёта следует отказаться, тогда композиция приобретет совсем иной вид.
Потренировавшись на простых изображениях, можно приступить к созданию более сложных композиций. Созданную работу необходимо сбрызнуть прозрачным лаком для волос, цвет сухого материала становится ярче, красивее. После высыхания лака, накладываем аккуратно стекло и плотно прижимаем. Между стеклом и сухим материалом не должно быть воздуха, тогда картина долго сохраняет свой цвет. Работу можно и заламинировать (специальную пленку положить на готовую работу и прогладить утюгом).
Вот как постарались мои маленькие художники, создавая неповторимый узор на своей тарелочке.
"Птица счастья"
"Грибочки"
«Ажурная звезда»
«Цветочная карусель»
"Ажурный узор"
"Волшебный цветок"
«Танцующие балеринки»
«Очарование»
«Нежность»
«Солнечное дерево»
Всем спасибо за внимание!
Постарайтесь и вы придумать что-то новое. Соберите и высушите красивые растения и занимайтесь с удовольствием творчеством вместе с детьми, развивайте фантазию, аккуратность и чувство прекрасного.
Желаю всем творческого лета!
Рекомендуем посмотреть:
Поделки для детей из природного материала своими рукам. Муравей
Конспект вне занятий по ручному труду в детском саду
Терра - коллаж своими руками
Смешарики из природного материала и пластилина своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото