Конспект познавательного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Ах, этот удивительный песок!»
Цель: расширение знания детей о свойствах песка и его применении через исследовательскую деятельность,
используя опыты.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду;
2. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Песок».
3. Формировать у дошкольников представления о значении песка в природе и в жизни человека.
Развивающие задачи:
1. Упражнять в умении сравнивать, анализировать;
2. Формировать у детей познавательную и речевую активность;
3. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Воспитательные задачи:
1. Формировать коммуникативные навыки в работе парами;
2. Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.
Методы и приёмы:
1. Эксперимент.
2. Вопросы, уточнения, подсказка.
3. Знаково-символическое моделирование.
4. Использование демонстрационного и индивидуального материала.
Материал: пластиковые подносы, стаканы, тарелочки, ложечки, воронки; баночки с водой, лупы, коктейльные трубочки.
Предварительная работа:
1. Занятия по теме «Земля»,
2. Беседа с детьми о значении и свойствах земли,
3. Просмотр фильма
4. Чтение и обсуждение сказок
5. Чтение стихотворений по теме
6. Отгадывание загадок
7. Лепка на тему: «Чашка с блюдцем»
Ход занятия
Сюрпризный момент (воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль)
Воспитатель: теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. Чтобы лучше узнать свойства песка нужно как любым ученым составить план исследований. Для этого нам помогут карты карточки с символическим изображением «методов исследования».
Вместе с детьми мы договорились, что все то, что узнаем, мы будем фиксировать на листочках бумаги рисунками – символами и вставлять в «Папку исследователя».
Я предлагаю вам пройти к столам и прежде, чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила безопасности в работе:
1. Нельзя бросаться песком и обсыпаться.
2. Нельзя брать песок в рот.
3 Нельзя сильно дуть на песок.
4. После опытов вымыть руки с мылом.
Опыт №1 «Песок сыпучий»
Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?
Дети: Песок сыпется.
Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?
Дети делают вывод.
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.
Выставляет соответствующую картинку на доску.
Опыт №2 «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.
Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.
Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?
Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.
Опыт №3 «Движение песка».
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?
Дети: ответы.
Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок может двигаться, когда дует ветер.
Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?
Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.
Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
(Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь продолжаем исследовать песок.
Опыт №4 «Свойства мокрого песка»
Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети делают вывод: из сухого песка нельзя лепить.
Воспитатель: в посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Вывод: Песок впитывает воду.
Воспитатель: а теперь попробуйте слепить из мокрого песка.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить.
Опыт №5 «Фильтр из песка».
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: ответы
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается, течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? Какими свойствами обладает песок?
Вместе с детьми воспитатель делает вывод используя таблицу: сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: а где можно его встретить, где его можно применить?
Дети: Варианты ответов детей
Воспитатель: предлагаю вам посмотреть на картинки, где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Воспитатель: Как вы исследовали песок, с помощью чего?
Дети: Ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования.
После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе