Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект «Эта удивительная соль» в подготовительной группе

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели.
Актуальность. Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Цель проекта:Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: 1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2. Исследовать свойства соли опытным путём.
3. Расширить представления о добыче соли.
4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.
8. Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный
1. Подбор материала и худ. литературы.
2. Сбор образцов соли: морская, каменная, поваренная; иллюстраций
3. Составление плана мероприятий.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Второй этап - основной.
1. Беседа: «Что такое соль и для чего она нужна?»;», «О пользе и вреде соли». Цель: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Просмотр видео – презентации «Как соль приходит к нам на стол».
Цель: дать детям знания о добыче соли в нашей стране.
Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали». Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне»
3. Д/и «Определи на ощупь»? – развитие мелкой моторики. Д/м «Солёный несоленый"- закреплять знания о том, какие продукты можно солить.
4. Проведение упражнений и игр с солью. Цель: развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Проведение дыхательной гимнастики с использованием соли.
5. Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»
6. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
Цель: пробудить у детей интерес к естественно – научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить опыты, добиваться результатов, делать выводы.
7. Чтение словацкой народной сказки «Соль дороже золота»; русской народной сказки «Соль».
Словацкая народная сказка Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Цель: вызвать желание находить информацию о соли в устном народном творчестве.
8. Творческая мастерская:
- Рисуем с помощью соли. «Зимнее дерево»
- Лепка из соленого теста «Печенье»
- Декорирование баночки разноцветной солью.
Цель: стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.
9. Рассматривание иллюстраций в альбоме: «Соль –что это?»
10. Рекомендации для родителей «Как с детьми можно использовать соль? Какие опыты можно поставить?»; «Лепка из соленого теста»; «Цветная соль. Как это сделать?». Консультации: «Советы по использованию соли»; «Соль и здоровье человека».

Третий этап - заключительный
1. Создание интеллект -карты «Полезное ископаемое – соль».
2. Картотеки опытов «Волшебница соль». Цель: обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом. 3. Выставка совместных работ родителей и воспитанников (поделки из солёного теста.)
Конспект занятия по познавательному развитию и опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Соль и её волшебные свойства».
Образовательные задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
- Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:
- Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
- Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
- Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: соль поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, лупы.

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Загадка: Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, кто знает, откуда берется соль? (ответы детей).
Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку (показываю картинки). Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же, как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования овощей, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?
Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания, промывание носа (показываю картинку).
А когда у вас болит горло?
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
А что же это такое в посылке? (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) Это соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей).
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной, то есть она тоже используется для оздоровления.
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпим их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Вывод: свойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какими свойствами обладает соль? Сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию проводить опыты.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории
Наденьте фартуки, шапочки, садитесь за столы (дети садятся). Перед вами стаканчик с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Соленая.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая)
Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).
Воспитатель: На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики).
Молодцы! А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдем с вами к проведению следующего опыта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей).
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась).
Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
*Возьмите пипетку и капните воду на соль. Что произошло? (соль впитала воду)
А как вы думаете, почему соль, не растворилась от воды, а впитала ее (соли много, а воды мало)
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?(оно тонет)
А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)
- Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что пресная вода при низкой температуре замерзает, а как вы думаете, соленая вода замерзает? (ответы детей). Ребята для вас приготовила схемы, которые вы возьмете домой и вместе с родителями проведете дома опыт, и наследующий день вы нам расскажите, замерзает или не замерзает соленая вода.
Ребята наша работа в лаборатории подошла к концу.
Воспитатель: Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Зимнее дерево».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования солью.
Задачи:
- формирование у детей творческих способностей при использовании нетрадиционных техник рисования.
- развивать любознательность, познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования, познавательную активность.
- воспитывать любовь к природе, к изобразительной деятельности.
Материал: цветные листы тёмных цветов, клей, кисточки, салфетки, контейнеры с солью (по количеству детей), презентация.
Ход занятия:
- Ребята, а вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам туда отправиться. ( Детям предлагается панорама зимнего леса).
- Смотрите мы очутились в сказочном лесу. Как вокруг красиво? Ребята, а в какое время года мы очутились в лесу? А как вы узнали, что это зима?
Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?»
Зимой... падает снег,
Зимой... бывает холодно,
Зимой... бывает метель,
Зимой... на реках лежит лёд,
Зимой... на окнах морозные узоры,
Зимой... бывают сосульки,
Зимой... люди одевают теплую одежду,
Зимой... люди катаются на коньках, на лыжах, санках,
Зимой... день короткий, а ночь длинная,
Зимой... солнце светит, но не греет.

Рассказ воспитателя, обобщающий ответы детей:
- Зимой часто идёт снег, он укрывает всю землю белым пушистым "одеялом", снег ложится на крыши домов, на ветки деревьев, и они наряжаются в белые шапочки. После
снегопада всё кругом белоснежное, нарядное.
- Ну, что ж ребята, а я предлагаю вам отправиться дальше.. Ой, кто это? (Ответы детей)
- Что делает медведь зимой? (ответы детей).
- Мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима.
Медведь: Потому и не сплю, что я очень хочу узнать, что такое зима. Ребята, а вы знаете, что такое зима? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, давайте Мишке опишем нашу красавицу-зиму, назовём её приметы.
Будто легкие пушинки,
Тихо падают снежинки,
Кружат, вьются, как живые,
Озорные, кружевные.
Но хотя мороз и злится,
Нам гулять – одна потеха.
И горят ребячьи лица
И от снега,
И от смеха. (И. Мельничук.)
Медведь: Да, я представил, как зимой красиво, но мне хочется иметь в своей берлоге картинки о зиме. Нарисуйте мне, пожалуйста, зиму в моем лесу.
- Ребята, а как называется картина, где изображена природа? (Ответы детей)
- Да, правильно – это пейзаж.
- Дети, поможем Мишке, нарисуем для него картинки, выполним зимний пейзаж? (Ответы детей).
- А чем можно нарисовать настоящий снег, чтобы было похоже на зиму? (Ответы детей)
- Я сегодня для вас приготовила интересный материал, раскройте коробочки и посмотрите, что там лежит. (Дети рассматривают содержимое в контейнерах, можно даже попробовать на вкус и понюхать).
- Узнали вы, что это такое? Какого цвета? (ответы детей)
- Молодцы, вы ответили правильно.
- Как вы думаете, а нам она подойдет? Как же мы сможем ей рисовать? (Ответы детей)
- Хорошо, но для начала нам нужно немного отдохнуть.
Динамическая пауза
- На дворе у нас мороз (обхватить плечи)
Чтобы носик не замёрз (потереть носик)
Надо ножками потопать (топают)
И ладошками похлопать (хлопают)
С неба падают снежинки (фонарики)
Как на сказочной картинке (фонарики)
Будем их ловить руками (сжимают ладошки)
И покажем дома маме (расправить ладошки)
А вокруг лежат сугробы (машут руками вправо-влево)
Снегом замело дороги (тоже)
Не завязнуть в поле, чтобы (поднимаем ноги)
Поднимаем выше ноги (поднимаем ноги)
Мы идём, идём, идём (шагаем)
И к себе домой придём.
- А теперь я предлагаю нарисовать картинки для Мишки солью (детей пригласить к столу воспитателя для показа приёмов рисования)
1. Я уже нарисовала для вас силуэты деревьев, назовите их.
2. Вам надо закрасить клеем внутреннюю часть дерева (показ)
3. Затем там, где нанесли клей, посыпаем солью
(воспитатель показывает последовательность выполнения работы).
4. Добавляем снежинки, сугробы.
5. Когда рисунок немного просохнет, лишнюю соль стряхиваем.
(Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют рисование под лирическую музыку).

Подведение итогов
– Чем вы сегодня рисовали? Вам понравилось?
– Ну а теперь я предлагаю подарить наши работы мишке, чтобы и у него были картинки с красивым зимним пейзажем.
Медведь: Спасибо, ребята, снег на ваших рисунках и правда, как настоящий, замечательные у вас работы получились. Очень хочется скорее повесить их в своей берлоге. Буду вас вспоминать и зиму представлять. Спасибо!
Рекомендации для родителей «Как с детьми можно использовать соль?
1. Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать и убедиться, что на самом деле она бывает разной).
2. Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества. Можно взять два стакана с водой и предложить детям в одном из стаканов растворить соль.
3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).
4. «Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью. Таким образом ребенок тактильно должен узнать правильный мешочек с солью. Тут еще работает мелкая моторика рук.
5. «Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначало яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
6. «Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
7. «Акварель + соль». Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель + соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.
8. «Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.
9. «Соленое тесто». Можно старшим дошкольникам предложить взять в равных пропорциях соль и муку, добавит воды и замесить тесто. А потом предложить, что-нибудь слепить. Малышам можно давать готовое тесто. Так же возможно предложить добавить в тесто гуашь и размять кусочек теста. Ребенок увидит, что тесто можно окрасить, добавив краски. А можно готовую ужу высохшую работу раскрасить. Использование соленого теста благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук.
Дыхательная гимнастика с использованием соли
Дуть на соль можно прямо изо рта, а можно из трубочки. Каждый раз упражнение можно обыгрывать с разным сюжетом, так как разная соль это позволяет:
- «Вьюга» - ребенок раздувает сугроб из соли в разные стороны;
- «Буря в пустыне» - ветер в пустыне раздувает барханы из желтой соли;
- «Буря в песочном океане» - ребенок изображает волнение моря;
- «Лыжник» - ребенок дует на фигурку лыжника, скользящего по снегу;
- «Насекомые» - сдуть насекомых с полянки – зеленой соли;
- «Змейка» - змейка ползет по пустыне – желтой соли.

Прочие игры на развитие дыхания можно взять из игр с песком: «Секретики», «Помоги зайцу», «Выровняй дорогу», «Что под солью?» и прочие.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Проект в старшей группе «Полезные продукты»
Опубликовано: 1058 дней назад (26 декабря 2021)
Просмотров: 2794
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!