Дистанционное обучение в дополнительном образовании детей на опыте его применения при освоении программы дополнительного образования «Незабудка»: плюсы и минусы
Весной 2020 года все педагоги столкнулись с новой формой обучения детей – дистанционной. Педагогам, детям и родителям пришлось пересмотреть свой привычный график, режим работы и занятий и оперативно переключиться на непривычный способ обучения.
Главной трудностью было то, что я, как педагог, не имела опыта работы с детьми посредством компьютера, интернета. Не было представления как научить ребят изготавливать поделки, не помогая им своими руками, ведь часто бывает, что ребенок, например, неправильно сгибает бумагу, неровно режет и т.д.
Изучив способы дистанционного образования в декоративно-прикладном направлении, я выбрала способ подачи материала через демонстрацию видеоуроков, которые снимала сама и отправляла обучающимся через WhatsApp, а они в свою очередь выполняли работу и присылали мне фотоотчеты. В таком варианте занятий есть несомненный плюс в том, что ребенок сам решает, когда ему удобно заниматься. Просмотр записи мастер-класса позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы работы. Обучающиеся могут не только повторять все за педагогом, выполняя четкие инструкции, но и проявлять фантазию, находчивость, творить.
Вот пример задания (скриншоты с видео мастер-класса по изготовлению органайзера для канцелярских принадлежностей в технике оригами)
А это детские работы. У каждого обучающегося свой вариант оформления органайзера, своя интерпретация выполнения задания. Одинаковых работ нет.
Специально для дистанционных занятий были выбраны такие виды работы, которые дети могут выполнить максимально самостоятельно, не затруднительно и недолго по времени, так как в ходе обучения выяснилось, что дети оказались настолько загружены основными предметами школьной программы, что им просто не хватает времени на выполнение дополнительных заданий. Также важно было учесть, чтобы материал для поделок был доступен каждому, так как на фоне закрытия магазинов не все расходники можно было приобрести. Поэтому мной была выбрана техника оригами, так как бумага есть в каждом доме.
Ко Дню космонавтики, Дню Победы были проведены конкурсы на лучшую поделку из бумаги. Работы были выполнены разные по сложности и по мастерству исполнения. Лучшие работы были определены путем голосования в чате WhatsApp и отправлены на дистанционные конкурсы.
Например, работы ко Дню космонавтики:
Положительным моментом общения в онлайн чате явилось то, что дети, смотря на работы других обучающихся, вдохновлялись ими и воплощали свои творческие задумки, иногда, конечно, немного копируя работы, но внося что-то свое.
Подводя итоги, хочу выделить плюсы и минусы дистанционной формы обучения в дополнительном образовании.
Основные положительные моменты:
• Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайнчате)
• Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет)
• Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу
• Процесс обучения доступен для всех детей не в зависимости от состояния здоровья
• Дети могут общаться с обучающимися других групп в едином чате WhatsApp, тем самым увеличивая свой круг общения.
• При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.
К минусам дистанционного обучения можно отнести:
• Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, у меня, как педагога, нет возможности снимать видеоуроки на профессиональную камеру, приходилось делать видео на смартфон, а затем учиться монтировать в приложении InShot.
• Невозможность охвата всех техник рукоделия, изучаемых в объединении. Например, невозможно было проводить занятия по твистингу, так как, во-первых, обучающимся негде было купить шары для моделирования и насосы, а во-вторых, не все дети умеют завязывать и накачивать шары, у них не хватает для того сил и умений, этому не научить дистанционно.
• Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком
• Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.
Из всего сказанного делаю вывод, что дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…