Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков 13-14 лет

Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений обучающихся по предмету география
Пояснительная записка
Одной из проблем, с которыми учитель сталкивается на уроках, является неумение обучающихся работать в группах и взаимодействовать с другими учениками для решения учебной задачи. В связи с этим данная категория обучающихся не всегда способна в полной мере усвоить учебный материал. Психологи отмечают, что несформированность навыков общения и взаимодействия приводит также к низкой мотивация к обучению в школе. Поэтому одной из основных задач педагога - научить детей понимать и принимать друг друга, работать во взаимодействии с окружающими.

В связи с тем, что данный тренинг кроме того позволяет устранить пробелы в знаниях обучающихся в рамках предмета география, была определена цель тренинга: преодоление проблем, возникающих во взаимоотношениях обучающихся для решения учебных задач.

Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
1. Научить участников работать в команде.
2. Установить доброжелательные отношения в коллективе.
3. Устранить пробелы в знаниях обучающихся по теме: «Географические объекты и их расположение».
4. Применить эффективные методы повышения учебной мотивации обучающихся.

Одним из положительных моментов тренинга является атмосфера раскованности и свободы общения: участники могут высказывать собственное мнение, анализировать и оценивать свои действия и действия других участников, а усвоение учебного материала осуществляется при помощи игры. Для более эффективной работы с обучающимися, проводить данный тренинг педагогу рекомендуется с привлечением школьного педагога-психолога.

Количество и возраст участников: до 15 человек (обучающиеся 7 класса, возраст 13-14 лет).

Контингент участников: обучающиеся, имеющие трудности при групповой работе на уроках; обучающиеся, имеющие проблемы в освоении программы по предмету.

Режим работы: Тренинг рассчитан на 3 занятия, продолжительность каждого занятия 1ч 20мин (80 минут).
Оснащенность аудитории: стулья, расставленные по кругу, парты, ПК и проектор, канцелярские принадлежности.
Методика оценки эффективности тренинга: для эффективности работы после выполнения каждого задания участники анализируют собственную деятельность, а после прохождения тренинга проводится рефлексия, которая затрагивает метапредметный, предметный и личностный уровни.

Данный тренинг позволит педагогу спланировать дальнейшую индивидуальную работу с обучающимися по предмету.
Ход тренинга
Занятие 1
Цель и задачи: выявление причин неуверенности обучающихся, установление дружелюбной атмосферы в группе, освоение навыков взаимодействия.
№ Упражнение Время Реквизит
1. Знакомство.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рад ви-деть Вас на нашем тренинге. Мы начнем со знакомства. Я попрошу каждого по кругу назвать свое имя и охарактеризовать себя одним прилагательным (например, Петя- активный и т.д.) (5 мин.)

2. Обсуждение: «Правила работы в группе»
Учитель озвучивает цели и задачи тренинга, сроки его проведения. Затем участникам предлагается самостоятельно установить правила поведения на тренинге и после обсуждения записать их на ватмане.
Если возникают затруднения, учитель предлагает для обсуждения следующие правила:
- Каждый участник должен принимать активное участие в упражнениях.
- Высказываться после упражнений могут все желающие.
- Право сказать пропускаю (добровольность высказывания)
- При обсуждении упражнения мы даем оценку действиям и поступкам, а не чело-веку.
- Правило «здесь и сейчас», т.е. все, что происходит в этой аудитории остается здесь же.
(15 мин. Реквизит: ватман, фломастеры)

3. Предварительный этап (проводится педагогом–психологом)
Цель: выявить причины неуверенности обучающихся
Психолог: Ребята, сейчас я попрошу вас нарисовать то чувство, которое мешает вам во время общения, которое, вам неприятно, из-за которого вы чувствуете себя неуверенно. Сверху напишете название этого чувства. (Рисуют)
А теперь, нарисуйте пожалуйста, то ваше качество, которое может помочь вам справиться с тем чувством, которое вы отметили на первом рисунке.
Психолог: С устранением негативного чувства и над развитием положительного качества мы будем работать на нашем тренинге.
Обсуждение
Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?
С каким из двух рисунков было легче работать?
Когда вы рисовали, какие ощущения испытывали?
(20 мин. Реквизит: листы А4, цветные карандаши, ручки.)

Упражнение «Мы разные, но мы похожи»
Цель: научиться находить положительные качества в своем характере и характере других, а также принимать конструктивную критику.
Учитель объясняет, что к спине каждому из участников будет прикреплен лист бумаги. На этом листе участники тренинга должны будут написать качества того, на ком закреплен лист.
Учитель: Ребята, если вы хотите услышать только положительные качества, перед тем как прикрепить лист, нарисуйте на нем солнце, а если вы готовы услышать и положительные качества и критику, нарисуйте тучку;
Участники движутся по кругу и выполняют задание.
После завершения упражнения учитель просит группу проанализировать написанное.
Обсуждение.
Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?
Возникли ли трудности с выбором положительных качеств? Легко или тяжело было говорить критику?
Согласны ли вы с мнением окружающих?
(10 мин. Реквизит: булавки, листы, ручки)

4. Упражнение «Поиск»
Цель: научить работать в коллективе, проверить усвоение пройденного материала
Учитель: Ребята, чтобы приступить к упражнению, вам необходимо разделиться на три команды. На стуле каждого из вас есть различные геометрические фигуры, одинаковые фигуры объединяются в группу. (Ученики делятся на группы)
Каждой команде я выдам конверт, в котором находятся изображения различных географических объектов, а также данные об их расположении, описание и т.д., ваша задача соотнести объект с информацией о нем.
После выполнения задания учитель проверяет его совместно с обучающимися
Обсуждение
Удалось ли команде правильно выполнить упражнение?
Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?
Узнали ли что-нибудь новое?
Какой вклад внес каждый в выполнение задания?
(15 мин. Реквизит: конверты с заданиями, клей, ватман, ручки , геометрические фигуры на стульях)

РЕФЛЕКСИЯ
Все ли у вас получилось на сегодняшнем занятии?
Что вызвало затруднения?
Что понравилось, а что нет?
Какие эмоции вы испытали?
(15 мин.)
Занятие 2
Цель и задачи: научить обучающихся работать в команде, устранить пробелы в освоении программы по предмету география.
№ Упражнение Время Реквизиты
1. Приветствие «Цвет настроения»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать сегодняшнее занятие, давайте посмотрим с каким настроением вы сегодня пришли. А сделаем мы это следующим образом: у меня в руках клубок, я называю цвет своего настроения, а затем передаю клубок следующему участнику, передавать необязательно по кругу, можно перекидывать его участникам напротив. Начинаем!
Видите, какая паутинка у нас получилась, вот так и в настоящей жизни люди связаны друг с другом тысячами невидимых нитей и задача каждого, не дать этим нитям спутаться или по-рваться. А сейчас спутаем клубок обратно, повторяя цвет предыдущего участника.
При дальнейшей работе педагогу необходимо уделить особое внимание обучающимся, которые по итогам упражнения испытывают эмоциональный дискомфорт.
(10 мин. Реквизит: клубок ниток)

2. Упражнение «Спасение»
Учитель: Сегодня на втором занятии нашего тренинга мы уделим внимание командной работе, ведь часто командный потенциал помогает достичь поставленной цели намного быстрее.
Цель: систематизировать и закрепить основные командные умения: слышать друг друга, говорить только по существу, брать на себя личную ответственность за каждое действие команды.
Учитель: Представьте, что один из ваших товарищей заблудился в лесу (Участник стоит спиной к аудитории, лицом - к проектору с картой). У него с собой есть только компас и карта.
Вся остальная команда - члены спасательной экспедиции. У вас есть компасы и топографическая карта с отмеченным маршрутом. Ваша задача вывести товарища из леса, при этом каждый участник команды может произносить только одно слово и только в свою очередь. Если проводники сбиваются, путают стороны света, говорят два слова или не в свою очередь - спасение начинается сначала. Вы можете использовать следующие слова: «юг», «запад», «север», «восток», «повернись», «стой».
Обсуждение
Какие трудности возникли при выполнении задания?
Удалось ли выполнить задание до конца? (если нет, то в чем причина)
Доверяли ли вы друг другу при выполнении командного задания?
(25 мин. Реквизит: ПК, карта местности, выведенная на проектор, фломастер, компасы, топографическая карта)

3. Упражнение «Географический крокодил»
Цель: научить обучающихся взаимодействовать в команде, развить творческие способности, актуализировать знания по предмету география.
Учитель: Для следующего упражнения вам необходимо разделиться на 3 команды. Участники команд по очереди без слов показывают определенные географические объекты. Задача команды угадать объект и, применив полученные на уроках географии знания, рассказать о нем.
Обсуждение:
Удалось ли команде выполнить задание?
Что помогло?
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Хватило ли вам знаний по предмету для выполнения задания?
(30 мин. Реквизит: карточки с географическими объектами)

4. Рефлексия
Какие чувства у вас возникли при выполнении упражнений?
Что узнали, чему научились? Насколько значима полученная информация?
Комфортно ли вам было взаимодействовать с товарищами?
(15 мин.)
Занятие 3
Цель: научить обучающихся решать учебные задачи посредством коллективной работы.
№ Упражнение Время Реквизиты
1. Обсуждение: «Как это было?»
Актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи.

Упражнение «Портрет группы»
Цель: исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный выбор.
Учитель: Сейчас я попрошу вас нарисовать портрет вашей группы. Это может быть любая фигура, олицетворяющая группу (например, фигура человека, дерево и т.д.). Каждый участник может нарисовать лишь один элемент портрета, а затем передать его товарищу. При выполнении задания постарайтесь отразить, какое место вы занимаете в группе (например, «сердце» группы, «глаза» группы и т.д.).
Обсуждение результатов.
Легко ли было выполнить данное задание?
Какое место вы отвели себе на портрете?
Удовлетворил ли вас результат работы?
(15 мин. Реквизит: ватман, цветные карандаши, простые карандаши)

2. Круглый стол «Как привлечь обучающихся к самостоятельному изучению географии?»
Цель: вовлечь участников в совместное обсуждение проблемного вопроса, смотивировать к высказыванию собственного мнения.
Учитель озвучивает тему круглого стола, объясняет принципы и правила организации беседы.
Учителю необходимо следить, чтобы все ученики принимали участие в обсуждении, поощрять высказывания, не допускать критики идей.
Обсуждение.
Был ли дан ответ на основной вопрос нашей беседы?
Возникли ли трудности с поиском решения данной проблемы?
Возникли ли трудности с высказыванием собственного мнения?
(35 мин. Реквизит: Листы, ручки)

3. Релаксация «Очищение от тревог» (проводит педагог-психолог)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
(10 мин.)

4. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: Вот и подошли к концу наши занятия. Я предлагаю каждому участнику по кругу сначала высказаться по поводу сегодняшнего занятия, а затем оценить эффективность данного тренинга. Кто как себя чувствовал? Изменилось ли ваше отношение к себе, к окружающим?
Чему научились, что нового узнали?
Достигнуты ли поставленные цели тренинга?
Позволила ли методика проведения тренинга принять в нем активное участие?
(Ответы участников)
Учитель: На этом наш тренинг заканчивается, до встречи.
Скачать Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений обучающихся по предмету география

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие для подростков. Конспект Психологический тренинг для школьников 7 класса Тренинг для подростков 13-17 лет по самопознанию Тренинг для подростков на самопознание

Похожие статьи:

Психологические игры для подростков

Тренинговые занятия для подростков

Игры по профилактике вредных привычек у подростков

Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет

Игры на свежем воздухе в лагере для детей среднего и старшего возраста

Участник №33 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2020 года
Опубликовано: 377 дней назад (6 сентября 2020)
Просмотров: 540
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!