Этнокультурное воспитание дошкольников в детском саду
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре и родному языку.
В своей работе мы периодически сталкиваемся с проблемой обучения дошкольников чувашскому языку, причинами которой
являются:
- сами родители не знают языка;
- родители знают язык, но не разговаривают на нём;
- сами педагоги не знают язык.
Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры и языка для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам чувашской народной культуры и языка;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в чувашской избе, где будут размещены предметы быта и культуры родного народа. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы расположили в центре национальной культуры «Чувашская изба».
Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку чувашской избы (стол, лавки, печь, полати, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. На полках и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.
После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хранительницу избы. Перед Хранительницей была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Для создания эффективной работы в помощь ей была создана творческая группа педагогов.
Так, усилиями группы был создан видеофильм «Чувашская изба», где в роли экскурсоводов выступают дети, они рассказывают об особенностях быта, культуры, одежды, приема пищи чувашского народа в старину. На данный момент видеофильм является прекрасным педагогическим материалом, который используется в работе с детьми и семьями. Данный фильм занял первое место на Всероссийском конкурсе «Истоки прошлого».
В музее имеется журнал заявок Хранительнице. Воспитатели, специалисты заранее оговаривают темы образовательных событий по приобщению детей к культуре родного края, совместно составляется план реализации задуманного. Например, очень ярко проходят посиделки на тему «Одежда», «Посуда», «Вышивка», «Чувашская музыка: колыбельные, частушки» и т.д. Хранительница всегда встречает детей в национальной одежде, рассказывает, показывает, читает и проводит с детьми игры.
Интересной формой ознакомления с художественной литературой стало чтение произведений чувашских писателей в центре национальной культуры. Дети собираются в Чувашской избе, садятся на лавочки, чаще им нравится сидеть на коврах, связанной в ручную, и слушают Хранительницу, либо воспитатель самостоятельно работает с детьми. Опыт показывает, что чтение в такой атмосфере накладывает более ответственный и эмоциональный характер на организованную деятельность. Дети более сконцентрированы, внимательны и активны в обсуждении.
Новой формой работы центра национальной культуры – музея с апреля месяца стала творческая мастерская. В рамках традиционного празднования недели чувашской культуры в музее была организована творческая мастерская по созданию кукол-оберегов. В последующем прошли такие творческие мастерские как, гончарная мастерская по лепке чувашской глиняной посуды, серия творческих мастерских по вышивке.
Также познавательными и культурно-колоритными стали музыкальная творческая мастерская «Чувашские танцы и песни» и спортивная творческая мастерская «Игры Улыпа». Отрадно, что данные виды творческих мастерских легко нашли место в педагогическом процессе в летний оздоровительный период, были приурочены к празднованию Дня республики и Дня города Чебоксары. Для более эмоциональной нотки проводимых мероприятий дети и воспитатели одевали национальную одежду, либо элементы одежды (масмак на голову).
В перспективе перед нами стоит задача - разработать перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании будет учитываться введение тем, связанных с изучением национальной культуры.
Одним из условий успешной работы является создание предметной развивающей среды игрового пространства. В группах оборудован национальный уголок, где неотъемлемым элементов является альбом с «родословными деревьями», потому что мы считаем, что семья – это основной институт, который является самым мощным примером, в связи с тем, что родители – это люди, которым дети доверяют больше всех.
В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Традиционно, нами проводятся фестивали семейного творчества. Это «Звездопад талантов» ко Дню матери, где родители вместе с детьми делятся традициями и талантами своей семьи. Ко Дню пожилых проводится «Мудрость и юность нашей семьи» - это фестиваль, где пара дедушка плюс внук или бабушка и внук также презентуют семейные изюминки. Основной идеей данных мероприятий было воспитание у дошкольников патриотических чувств, осознания себя как носителя культуры семьи, народа, города, Республики. К сожалению, следует отметить, что в основном творчество семей не имеет исторического национального характера. Следовательно, мы видим, что уровень актуальности воспитания в детях патриотических чувств, ценностного отношения к песням и танцам, к рукоделию чувашского народа у родителей на относительно низком уровне.
Так, мы стараемся вовлекать родителей в решение данной проблемы через детско-родительские проекты, мастер-классы, презентации детских продуктов деятельности, экскурсии в центр национальной культуры ДОУ и выездные мероприятия по малой Родине.
Удобной формой взаимодействия с семьей являются на наш взгляд народные праздники. Каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Традиционными праздниками для нашего учреждения стали: «Манкун», «Сурхури», «Акатуй».
Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством чувашского народа, бытом и историей, которую творили их бабушки и дедушки, наши предки, и вместе с тем чувство ответственности за малую Родину, на которой мы живём.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях
Сценарий чувашского народного праздника в детском саду
Из опыта работы с родителями в детском саду. Презентация
Развитие технического творчества дошкольников в ДОУ. Презентация