Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие технического творчества дошкольников в ДОУ. Презентация

Мастер-класс «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»
Педагог: Пигалкина Юлия Сергеевна, воспитатель ГБОУ ООШ № 23, СП «Детский сад №70» г.Сызрани
Описание работы: мастер-класс разработан для педагогов дошкольных организаций с целью повышения профессиональной компетенции. Развитие основ алгоритмики и программирования в современном мире является одной из приоритетных задач, так как современной образование направлено на развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста.
Актуальность темы: современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Формировать и развивать техническую любознательность, мышление, аналитический ум, формировать качество личности, обозначенное ФГОС, необходимо начиная с самого дошкольного возраста. Планируемый результат работы - это овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ, являются игры, направленные на развитие алгоритмики и программирования.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных организаций
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования.
Задачи:
- расширять представления педагогов о развитии технического творчества путем использования игр по алгоритмике и программированию;
- поделиться опытом использования игр в разных возрастных группах;
- формировать у участников мастер-класса желания использовать игры в своей работе.
Ожидаемые результаты мастер – класса: формирование интереса педагогов дошкольных организаций к играм на развитие основ алгоритмики и программирования, желания использовать их в своей работе с детьми.
Методы: объяснение, демонстрация, упражнение, рефлексия.
Материалы, оборудование, инструменты: мультимедийная презентация, игры «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша».
Ход мастер-класса
Вступительная часть.
Уважаемые участники мастер-класса, сегодня я хочу поделиться опытом своей работы на тему «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования».
Цель моего выступления – показать вам влияние развивающих игр на формирование основ алгоритмики и программирования у дошкольников.
Что включает в себя понятие «алгоритмы и программирование»? Какие виды алгоритмов существуют и зачем надо учить ребенка программированию? И наконец, какие этапы ознакомления с алгоритмами в соответствии с возрастными особенностями дошкольников существуют? Эти вопросы я предлагаю вам рассмотреть в первой части нашего семинара. В практической части вы сможете выполнить несколько заданий-алгоритмов разной сложности и попробуете самостоятельно составить наглядный алгоритм, т.е научитесь основам элементарного программирования для детей разных возрастов.
Надеюсь, что данное занятие поспособствует формированию вашего интереса к играм на развитие основ алгоритмики и программирования, желанию использовать их в своей работе с детьми.
Теоретическая часть.
Сравним два понятия «алгоритм» и «программирование»
Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи (по другому сказать – это работа по готовой схеме, набору инструкций).
Программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения. Другими словами создание набора инструкций самим ребенком – это уже программирование. Таким образом, можно увидеть, что программирование без алгоритмов невозможно. Исполнителем алгоритма может быть как человек (кулинарные рецепты, различные инструкции, алгоритмы математических вычислений), так и техническое устройство.
Виды алгоритмов:
1.Линейные (из простых команд).
Например, алгоритм «Моем руки»
2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа). Предполагает выбор действий в зависимости от какого-либо условия. Например, алгоритм «Гуси-лебеди».

3.Циклические (если действия повторяются).Например, алгоритм «Сбор ягод». Циклические алгоритмы не используются в дошкольном возрасте.
Формы алгоритмов:
1. Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.
2. Наглядные: схемы, формулы.
Зачем учить ребенка программированию? Это требование времени. Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Что дадут ребенку начальные навыки программирования? Они научат его логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. Сложно ли для детей программирование? Для ребенка - нет. Его жизнь - игра. Программирование он познает через игру. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Формировать и развивать техническую любознательность, мышление, аналитический ум, формировать качество личности, обозначенное ФГОС, необходимо начиная с самого дошкольного возраста. Планируемый результат работы - это овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать.
Существует много различных игр, направленных на развитие основ алгоритмики и программирования. Целью таких игр является формирование умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат. Это такие игры как: «Построй поезд», «Найди ошибку в закономерности», «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша». Какие вы можете назвать игры на развитие основ алгоритмики? В своей работе я использую игры на занятиях по математике, в совместной деятельности с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста от простых к сложным. Как вы думаете, где еще можно использовать игры на развитие основ алгоритмики? (Также в старшем дошкольном возрасте игры на развитие основ алгоритмики использую как часть предварительной работы к образовательной деятельности по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Это такие игры как: «Найди свое место на трибуне», «Зажги фонари», «Найди дерево», «Морские камешки», «Лесные жители» и т.д. Более подробно хочу рассказать о некоторых играх.)
В младшей группе основной задачей является подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).
Например, игра «Собери бусы», где детям предлагается выложить бусы из кругов двух цветов. Ребенок должен собрать бусы по заданной закономерности, например, красный круг, синий круг и т.д.. Он должен выполнить 2-3 шага.
В средней группе количество действий (шагов) увеличивается до пяти. Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов. В средней группы я начинаю знакомить детей с игрой «Настольный алгоритм».
Целью игры является знакомство детей с построением первых алгоритмов движения. Это поле, в каждой ячейке которого изображен предмет, геометрическая фигура, буква или цифра. Ребенку предлагается карточка с заданием, где в 1-м квадрате показано, с какой картинки начать движение и в каком направлении двигаться. В последнем квадрате стоит знак вопроса, пройдя весь путь по маршруту ребенок приходит к определенной картинки и называет ее. Второй вариант игры: ребенку предлагается карточка с заданием пройти путь от одной картинки к другой. Ребенок должен не только пройти путь, но и описать свой маршрут. Также в эту игру можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.
В старшем дошкольном возрасте ввожу упражнения на освоение алгоритмов, направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале. В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов). В старшей группе ввожу игры повышенной сложности, например «Раскодируй предмет».
Целью игры является формирование умения читать инструкцию, развивать психические процессы. Игра представляет собой игровое поле, на котором сверху вниз расположены цифры, слева направо буквы и зашифрованный код, где указано в какой клетке какая геометрическая фигура или деталь конструктора находится. В данной игре можно использовать любой вид конструктора, набор геометрических фигур. Я использую 7 набор Даров Фребеля. В итоге, если ребенок всё выкладывает правильно, у него получается рисунок из геометрических фигур.

Игру «Разветвленные лабиринты с блоками Дьенеша» использую в подготовительной к школе группе.

В этой игре дети закрепляют символы обозначения свойств фигур, умение соотносить блок и символы, правильно выбирать путь, конструировать заданный предмет. Игра начинается, как и в обычном лабиринте, с красной стрелки и выполняются ходы по заданному алгоритму на карточке, где изображены геометрические фигуры - блоки. Ребенок находит символы (цвет, форма, размер, толщина), соответствующие фигуре и двигается в заданном направлении.

Так он продолжает движение пока не дойдет до нарисованного предмета, который он должен будет выложить, используя блоки Дьенеша. После освоения данной игры ребенку предлагается самому составить карточку – задание для своих товарищей.
Практическая часть.
Предлагаю вам посмотреть данные игры в работе.
Комментирующая часть.
В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь при необходимости, комментирую выполнение.
Рефлексия.
Таким образом, используя эти игры, я заметила, что дети легко и успешно решают проблемы и задачи не только на занятиях, но и в повседневной жизни, они планируют свою деятельность для достижения определенного результата.
Подведение итогов.
При подготовке мастер-класса я использовала литературу: Михайлова З.А. - Игровые занимательные задачи дошкольников и интернет-ресурсы. Задумку игр брала у коллег-педагогов, перерабатывала игры под возможности своих детей и дидактические игры, и пособия, которые есть в нашем учреждении.
Список литературы:
Михайлова З.А. - Игровые занимательные задачи дошкольников
Интернет – ресурсы.
Презентация на тему: Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования

Рекомендуем посмотреть:

Развитие детей дошкольного возраста в процессе овладения приемами конструирования из бумаги Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы Из опыта работы с родителями в детском саду. Презентация Развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Проект по ПДД в младшей группе детского сада
Опубликовано: 1187 дней назад (25 августа 2021)
Просмотров: 8426
Рубрика: Мастер-класс
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!