Разностороннее развитие детей в процессе овладения приемами конструирования из бумаги
Автор: Мальцева Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №186 г. Ростов на Дону.
Описание: Роль продуктивной деятельности в развитии ребенка невозможно переоценить. Она способствует всестороннему развитию дошкольников (развивает воображение, мелкую моторику, координации движений, развивает мыслительные операции, способствует овладению многими практическими навыками, необходимыми для выполнения самых разных работ…), кроме того, она отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания и переживания. Предлагаю Вам серию несложных поделок для «начинающих творцов». Данный материал может быть интересен воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.
Цели педагога (родителя): создание ситуаций, стимулирующих активность детей и побуждающих их к развитию продуктивной деятельности.
Цель ребенка: Развитие творческих способностей и накопление успешного опыта в продуктивной деятельности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование элементарных геометрических представлений (плоские и объемные фигуры, их основные свойства).
2. Формирование умения следовать устным инструкциям педагога.
3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
4. Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
5. Формирование умений выполнять точные движения пальцами.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Развитие психических процессов (внимание, память, воображение, мышление).
3. Тренировка глазомера.
4. Развитие художественного вкуса.
5. Развитие фантазии.
6. Расширение интересов ребенка.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: трудолюбие и самостоятельность.
2. Формирование культуры труда (учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место, убирать за собой).
3. Накопление трудовых навыков.
4. Формирование привычки доводить начатое дело до конца.
5. Формирование привычки оценивать результат своей работы.
Сложность занятий продуктивной деятельностью с дошкольниками заключается в том, что у них в запасе очень мало умений и знаний в этой области с одной стороны, с другой стороны – ребенку очень важно получить положительный опыт в творчестве. Перед педагогом стоит задача постепенно обучать детей приемам работы изо деятельности и конструирования в различных техниках и при этом, не допускать негативного опыта ребенка в творчестве чтобы избежать в будущем отказа от продуктивной деятельности. Для этого, необходимо подбирать интересные работы, с которыми ребенок точно справится (накопление положительного опыта), и постепенно увеличивать сложность. Следует, также, приучать детей не допускать насмешек и некорректных высказываний в адрес чужой работы. Каждый «творит» по-своему, и все работы уникальны.
В этой работе хочу поговорить о конструировании из бумаги.
Необходимые материалы, которыми пользуются дети должны быть безопасные и удобные.
• Ножницы лучше брать небольшие с удобными ушками под пальцы и округлыми концами;
• Клей должен быть без резкого запаха. Если дети работают с клеем ПВА, то им будет удобней распределять клей по поверхности изделия кисточкой;
• Нужна бумага разных размеров и плотности;
• Декоративные предметы не должны оставлять следы краски на руках и иметь резкий запах.
Конструирование из бумаги можно условно разделить на 3 этапа:
• конструирование образцу;
• конструирование по форме;
• конструирование по теме или замыслу.
В любой технике начинать работу с дошкольниками лучше конструируя по образцу. Педагог предлагает детям рассмотреть готовую поделку (образец), сравнить ее с предложенными деталями, дает инструкцию по ее изготовлению. Осваивая этот самый простой вид конструирования, дети учатся повторять увиденный объект (рисунок), собирать из деталей целое. Кроме того, осваивают приемы работы с клеем и ножницами.
На следующем этапе ребенку предлагаются заготовки, но педагог показывает сразу несколько разных вариантов поделки и не дает инструкций по выполнению. Дошкольник должен сам собрать нужную композицию из предложенных деталей. В конце все работы вывешиваются рядом с образцами, отмечается разнообразие и индивидуальность поделок.
Ребенок, обладающий определенным опытом в конструировании способен, проявив фантазию, работать по заданной теме самостоятельно. Очень важно педагогу выявить, за что похвалить ребенка (справился с заданием, удачно выбрал материал, аккуратно выполнил работу…)
Существует множество техник конструирования из бумаги, например: квилинг, оригами, оригами из кругов, модульное оригами, оригами «мокрое складывание», пергамано, катагами, коллаж, скрапбукинг (англ. «книга из вырезок»), гофротрубочки, тиснение (другое название «эмбоссинг»), киригами, кусудама (с яп. «лекарственный шар»), папье маше, декупаж, торцевание, пейп арт, айрис фолдинг («радужное складывание»), бумагопластика, бумажная скульптура, техники, связанные с плетением… (Работы в этих техниках из интернета не выкладываю, согласно условиям конкурса, Вы их легко сами найдете). Заинтересовать детей есть чем… осталось научить необходимым умениям и приемам.
Я начинала с техники оригами, но столкнулась с тем, что детям трудно складывать бумагу ровно и аккуратно. Стали тренироваться на поделках с «гармошкой». Дети довольны, освоили прием складывание бумаги в «гармошку». Вот что мы делали.
Первая работа - "Птички - невелички".
Вырезала из двухсторонней цветной бумаги силуэт птицы, дети дорисовали все,что должно быть у их питомцев. Для крылышек сделали "гармошку" из бумаги другого цвета (примерно 16см*16см). Ширину "гармошки" лучше делать не больше 10-15 мм.
В месте, где должны быть крылья, прорезаем дырочку размером с "гармошку"
Вставляем крылья, вешаем на ленточку и можно проверить как летает наш питомец...
Затем, смастерили птицу побольше - ПАВЛИН
Нарисовала и вырезала туловище павлина, детям послабее дала разрисованное, остальные сами рисовали нос, глаза...
Хвост делали из той же "гармошки". Брали два листа цветной бумаги какого нам хотелось цвета.В гармошку складывали широкие стороны бумаги. Затем склеили две гармошки между собой, сложили веер, склеили середину. Хвост готов. Можно срезать концы веера наискосок, можно украсить по своему.
Предложила следующих птичек только желающим...
Дети меня порадовали, трудились все.
Птичек делали из двух вееров, которые склеивали между собой. Приклеили глазки, крылья, хвост. Когда все подсохло, приклеили скотчем в двух местах шпажку.
Почти все дети освоили прием складывание бумаги в "гармошку" в прямом направлении. Большинство - уже на второй птице.
Затем осваивали прием складывания бымаги в "гармошку" по диагонали на "Бабочках" и "Листиках"
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие дошкольников
Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников