Развитие поисковой активности детей в ДОУ. Старший дошкольный возраст
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о
познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В
период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К
старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с образовательной программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Для этого важно создание проблемных ситуаций на занятиях или в разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира.
Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ, выявление известного и неизвестного. В результате такого анализа под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений.
Предположения, высказанные детьми, могут быть правильными, ошибочными, и даже противоречивыми. Но при этом все они должны быть обсуждены. Важно выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость, предложить проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположения, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предположения. У детей в ходе анализа и оценки предположений возникает интерес и его надо использовать для перехода к следующему этапу поисковой деятельности — рассмотрению вариантов проверки и к самой проверке.
Экспериментирование в подготовительной группе — важная часть познавательной работы. Его значение очень велико. Детям интересно все, что их окружает, они готовы изучать что угодно, проводя опыты и эксперименты с предметами и веществами. Задача педагога — систематизировать их знания, значит, и занятия должны быть системными, тематическими.
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того, чтобы они могли решить поставленную педагогом проблему или выявить ее самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы. Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников.
Перед проведением эксперимента педагог с детьми читает познавательную литературу, просматривает видеофильмы; беседует; наблюдает за природными изменениями; объектами неживой природы; ходит на экскурсии; рассматривает коллекции.
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. В группе должны создаваться исследовательские центры. Оборудование и материалы подбираются в соответствии с возрастными особенностями и темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.
Воспитанники могут проводить эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксировать свои результаты в рисунках, делать выводы, делиться результатами. В своей работе педагоги могут использовать разнообразные приемы повышения поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей: интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через мотивацию, образность, эмоциональность; значимость и необходимость участия каждого в деятельности; стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»; обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то...», «Что изменится, если...»); помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи); используются приемы развития творческого воображения.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в поисковой активности и познавательной мотивации, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
Содержание опытно-экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
5. Создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Задача воспитателей — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же можно организовывать во время прогулок экскурсии, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.).
Перед тем как начинать экспериментирование, необходимо четко представлять себе, какой результат должно принести проведенное занятие. Экспериментирование в подготовительной группе ДОУ не исключение. Самое главное для педагога — научить детей самостоятельно мыслить, делать выводы, понимать причинно-следственные связи.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие детей дошкольного возраста в процессе овладения приемами конструирования из бумаги
Развитие технического творчества дошкольников в ДОУ. Презентация
Консультация «Врожденное и приобретенное в характере ребенка»