Консультация «Врожденное и приобретенное в характере ребенка»
Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер», - говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо – иметь характер?
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность. настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.
Родители часто возражают: «Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами».
Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка.
Первое — сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие — быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения.
Второе свойство — равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других — процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя).
Третья особенность — подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна).
Четвертая особенность — динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже.
Несколько сходных ситуаций — и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.
Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.
Эти особенности наиболее ярко проявляются в раннем возрасте. Вспомните, каков был ваш ребенок, изменился ли он к настоящему времени.
Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Эта информация еще раз убедит вас в том, что характер вашего ребенка зависит не от типа нервной деятельности, а от продуманных методов и приемов воспитания.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие детей дошкольного возраста в процессе овладения приемами конструирования из бумаги
Развитие технического творчества дошкольников в ДОУ. Презентация
Развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования