Сетевое взаимодействие ДОУ с организациями культуры и искусств
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными партнерами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, организуют совместную деятельность.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Считается, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с учреждениями культуры и образования дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Главный принцип ФГОС ДО –
сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Проблема социального развития подрастающего поколения в современном мире становится одной из важных. Нужно стремиться, чтобы ребенок вырос уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным человеком.
Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества, педагогами дошкольных учреждений должна проводится работа по организации социального партнёрства ДОО с организациями и учреждениями города.
Таким образом, организация взаимодействия в условиях сети позволяет ДОО повысить свой образовательный потенциал за счет использования ресурсов других участников сетевого взаимодействия.
Социальное партнерство – это особый вид деятельности, который основан на взаимодействии, поэтому, как и любая деятельность,
основными компонентами социального партнерства являются:
– субъекты социального партнерства;
– цель;
– задачи;
– принципы, которые являются обязательными условиями осуществления партнерских отношений, требованиями к ним);
– организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, группы и т.д.);
– механизмы осуществления партнерских взаимоотношений (методы и технологии).
Социальное партнерство – это добровольное плодотворное взаимодействие (организаций и работающих в них людей), которое основано на отношениях доверия, обусловленное общими целями и ценностями и признанием взаимной ответственности сторон за результат деятельности. Основным понятием при раскрытии сущности социального партнерства является понятие плодотворного взаимодействия заинтересованных сторон.
В сфере образования социальное партнерство может быть представлено на трех уровнях:
–
первый уровень: внутри отдельного педагогического коллектива образовательной организации;
–
второй уровень: внутри системы образования с системами общественно-государственного управления;
–
третий уровень: между образовательными организациями и другими социальными институтами, начиная от органов исполнительной, законодательной и муниципальной власти до представителей малого и среднего бизнеса и учреждений дополнительного образования.
В проекте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одной из задач является распространение моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования, в том числе модели проектов социального воздействия на территориях субъектов Российской Федерации (в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»).
Организация социального партнерства в системе дошкольного образования на сегодняшний день представляет особую проблему. Суть этой проблемы состоит «в низком уровне социальной компетентности детей и их родителей, в наличии существенных отклонений в личностном развитии детей и др.». Между тем, формирование базовых характеристик личности – ценностных ориентаций, самооценки, отношения к миру и окружающим людям и т.д. – осуществляется под руководством взрослых, во взаимодействии дошкольных организаций и семей воспитанников. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды и недостаточности контактов ДОУ с семьями и другими социальными институтами этот процесс затруднен. Для решения всех этих проблем дошкольному образовательному учреждению необходим новый уровень партнерского взаимодействия с социумом: из закрытой системы оно должно стать открытой системой.
Понятию «открытое дошкольное учреждение» свойственны следующие признаки:
Во-первых, открытое дошкольное учреждение открыто для межличностного и группового общения детей и взрослых.
Во-вторых, открытость усиливает взаимосвязи с социокультурной средой и другими социальными институтами, общественными организациями, культурно-досуговыми учреждениями, местными структурами власти.
В-третьих, для открытого дошкольного учреждения основным способом реализации социального партнерства является диалог, который способствует принятию общих решений, согласованию интересов сторон. Такой социальный диалог необходим системе дошкольного образования для улучшения ее качества и эффективности. Именно социальный диалог способен способствовать организации новой внешней среды ДОУ.
В-четвертых, для открытого дошкольного учреждения социальное партнерство – это эффективный механизм саморазвития, самоорганизации и адаптации к современным требованиям социума, к социально- экономическим условиям и социокультурной ситуации.
Возможность осуществления социального партнерства ДОУ с другими социальными институтами основано на общем интересе и осуществлении образовательной деятельности в целях прогрессивного движения всего общества. Это создает возможность с учетом интересов сторон прийти к согласию интересов на взаимоприемлемой основе.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), стать «открытой системой». Здесь дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир», которое открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Одна из задач ФГОС ДО звучит так: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности».
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо четко осознавать следующие моменты:
– миссию и ценности конкретного ДОУ;
– цели развития социального партнерства и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
– владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
– предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности, совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Педагогическому коллективу необходимо построить эффективную систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая должна будет способствовать наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых. Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области. Система взаимодействия имеет возможность использования помещений социальных партнеров (средней общеобразовательной школы, детской школы искусств, дошкольного учреждения, учреждения культуры и других объектов населенного пункта) для проведения различных мероприятий, для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одаренности, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.
Таким образом, сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников