Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-зима»
Конспект занятия по познанию в детском саду с презентацией на тему «Волшебница-зима». Старшая группа
Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы. Задачи:
1. Расширять знания детей о зимних месяцах, характерных зимних явлениях природы: иней, снегопад, метель.
2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.
3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства.
4. Активизировать речь: оттепель, иней, мороз, метель, вьюга, поземка, снегопад. Материал:
Снежинка с загадкой, фонограмма шум ветра, презентация «Зимние явления природы», листы белой бумаги с нарисованными свечой предметами, кисть, гуашь, синяя, вода, салфетка. Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима», и др. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой. Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.
Ход
- Доброе утро, дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
- Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
- Ой ребята, посмотрите что это? Дети: снежинка.
- Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая а с загадкой, хотите отгадать? А вы умеете отгадывать загадки? Ну тогда слушайте.
Запорошила дорожки,
разукрасила окошки,
радость детям подарила
и на санках прокатила. Дети: зима.
- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.
- Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)
- Что можно делать зимой на улице?
- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…
С неба все скользят пушинки-
Серебристые … снежинки
На дорожки, на лужок
Все снижается … снежок
Вот веселье для ребят
Всё сильнее… снегопад
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка … Снегурка
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой … снегири
- Ребята, а я вам расскажу о трёх зимних братьях.
- Первый братец – Декабрь. Декабрь в календаре последний двенадцатый месяц года и первый месяц зимы, вот поэтому так и говорят «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Декабрь – студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет. Декабрь – хмурень: пора хмурого неба и ранних сумерек. В декабре замерзают реки, поэтому ледостав и рекостав. Декабрь – снегириная пора: появляются зимние гости снегири и свиристели.
- Второй братец – Январь.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.
- Третий братец – Февраль.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
- Ребята а вы знаете какие явления происходят зимой? К нам прилетела одна снежинка, а как называется зимнее явление, когда падают много снежинок?
- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?
- Как называется это явление природы? Дети: снегопад.
- Правильно, посмотрите как это красиво.
Слышится шум сильного ветра (фонограмма).
- Налетит на землю вдруг, Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется, Это что? (метелица).
- Конечно метель, посмотрите как она закружила всё вокруг.
- Как ещё называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)
- Какие трудности может принести метель людям?
(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).
Физминутка «Снегопад, метель, поземка»
Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.
- Ребята, а это что появилось на листочках вдруг? Дети: иней.
Расскажите, когда бывает иней?
После оттепели ударит мороз и на земле, на траве появляется иней.
- Посмотрите как это красиво.
- А ещё во время заморозков появляется изморозь – это появление ледяных корок на деревьях, и на всех предметах. Иногда она игольчатая, а иногда пушистая как бахрома, на солнце изморозь искрится, переливаясь всеми цветами радуги.
Игра «Хлопни если услышишь зимнее явление природы»
Дети стоят, а воспитатель называет явления.
- Ой ребята зима нам приготовила картинки, но почему-то на них ничего не видно. Давайте почитаем может что-то на снежинке написано. Воспитатель читает.
- Ребята это загадки, чтобы их отгадать нужно кисточкой и краской закрасить весь листок.
«Отгадай картинку»
Необходимо взять кисточку правильно, набрать краску и ведение кисти слева направо покрыть весь листок краской.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Деятельность детей.
Педагог рассматривает работы детей и подводит итог.
О каких зимних явлениях мы говорили?
Какие загадки были в картинках?
Ваня, а что тебе понравилось больше всего?
Ариша, а ты что запомнила?
Вы такие молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Спасибо за внимание!