Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие логического мышления на уроках математики, 2 класс

Из опыта работы учителя начальной школы «Развитие логического мышления второклассников на уроках математики
Математика – сложный, но в то же время интересный и увлекательный предмет. Развить такой интерес, поддержать его и увлечь детей выполнением математических заданий-одна из моих приоритетных целей, как учителя младших классов. Именно поэтому я постоянно занимаюсь изучением теоретических и практических трудов передовых психологов и педагогов. Анализирую, систематизирую и накапливаю интересный методический материал: статьи, плакаты, презентации, отдельные книги и пособия.

Но даже самая полная «малахитовая шкатулка» не всегда даёт возможность обучать так, чтобы младшие школьники правильно воспринимали и воспроизводили программный материал. Математическая грамотность учеников 1-4 классов - это долгий системный процесс.Начальным этапом которого является формирования логического мышления младших школьников.

Такая трудная и сложная умственная работа не сразу удается ребёнку 7-8 лет. В этом возрасте дети обычно мыслят конкретными категориями. Чтобы сформировать и развить у них логическое мышление, необходимо научить их дифференцированно подходить к характеристике предмета, абстрагироваться от всех несущественных, второстепенных признаков.

На данном этапе развития младших школьников, несомненно, ведущей остаётся игровая деятельность.
Сделать отдельные этапы урока математики более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными мне помогают различные игровые логические задания:
- логические задачи, устный счёт:
На аллее у ворот
Дуб, ольха, сосна растёт.
Пять коров, сирень, шесть роз.
Дай ответ же поскорей
Сколько здесь растёт зверей?

- математические пирамиды (Тема «Счёт в пределах 20»).
Найди сумму соседних чисел в нижней строке, в строке выше в пустом кружочке запиши ответ. Создай и заполни свою пирамидку.

- магические квадраты (самостоятельная работа, устный счёт).
Заполни пустые клетки числами, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна.

- найди закономерность, продолжи столбик с примерами (устный счёт).
12 + 6 – 3
13 + 7 – 3
14 + 8 – 3
***
- каллиграфическая минутка (Тема «Обратные задачи»).
Пропиши цифры, найди закономерность.
7 6
13 13
- работа с геометрическим материалом на этапе актуализации знаний (тема «Прямоугольник»).
- Чем отличаются пары рисунков?

и так далее.

Я полностью поддерживаю утверждение К.Д.Ушинского, что логика должна стоять в преддверии всех наук, поэтому главное назначение обучения в младших классах-научить ребенка логически мыслить.Основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение.Он считал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения, поэтому необходимо широко применять этот прием.

Применение логических игр на уроках математики и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков сравнения, классификации, обобщения.Это помогает детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, находить ответы на поставленные задачи.В свою очередь систематическое выполнение таких заданий повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками программного материала, что ведёт к интенсификации процесса обучения.

Список литературы
1. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 238 с.
2. Истомина.Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Н.Б.Истомина - М.: ИЦ «Академия», 1998. - 288 с.
3. Занимательная математика:Смекай, отгадывай, считай:материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения./сост. Н.И.Удодова.- Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 111 с.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения.В 2-х т.Том 2.Проблемы русской школы / Ушинский К. Д. — М.: Педагогика, 1974.— 439 с.

Рекомендуем посмотреть:

Использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе

Похожие статьи:

Диагностика развития логического мышления младших школьников

Сценарий линейки ко Дню Победы в начальной школе
Опубликовано: 331 день назад (21 октября 2020)
Просмотров: 163
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!