Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие мыслительных операций младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы развития мыслительных операций младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе
Аннотация: в статье рассматриваются мыслительные операции и их развитие у младших школьников, с какими проблемами встречаются школьники на уроках литературного чтения и как это влияет на развитие мыслительных операций. В статье использовались теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Ключевые слова: мыслительные операции, литературное чтение, младшие школьники, критическое мышление, затруднения.

Мыслительные операции — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи [2, c. 349].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы [1].

Литературное чтение одна из учебных дисциплин в курсе начальной школы, которая значительно обогащает школьника новыми знаниями, а ряд заданий в рамках урока чтения заставляет его думать логически, систематизировать информацию и анализировать ее.
Стандарт третьего поколения предъявляет следующие требования к предметной обрасти литературного чтения:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, нравственности; успешности обучения по всех учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использования разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [1].

В своих работах С. Л. Рубинштейн под мыслительными операциями понимает учет человеком условий осуществления операций применительно к окружающей действительности.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи.
На уроках литературного чтения школьники сталкиваются с задачей анализа и интерпретации текста. Для выполнения этой задачи они используют так называемые мыслительные операции, которые помогают им разбираться в содержании произведения, извлекать информацию и делать выводы.
Одной из наиболее важных мыслительных операций является восприятие. Школьники должны читать текст внимательно, чтобы понять основные идеи, события и персонажей. На следующем этапе они должны произвести выборку и оценку информации, чтобы определить смысл и направленность произведения. Анализируя языковые приемы и стилистику, они могут понять, как автор старается донести свои мысли и чувства до читателя [4, c. 1523].
Ученики должны произвести критический анализ произведения, сравнить его с другими произведениями и сформулировать свое собственное мнение.
Технология развития критического мышления – метод, позволяющий добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников. Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Младшие школьники могут иметь затруднения при выполнении аналитического чтения на уроках литературного чтения по следующим причинам [3]:
­- ограниченный словарный запас – многие слова в тексте могут быть незнакомыми для детей младшего школьного возраста, что затрудняет понимание содержания;
­- отсутствие навыков работы с текстом – многие дети не знают, как правильно анализировать текст, выделять основные и второстепенные события, искать ключевые слова и фразы, что также может затруднить понимание;
­- недостаточная концентрация – многие дети младшего школьного возраста быстро устанавливают свое внимание и имеют трудности с длительным чтением одного текста, что может привести к необходимости постоянного возвращения к тексту и затруднить анализ;
­- недостаточно развитое воображение – многие дети могут иметь трудности с представлением места, времени и персонажей в тексте, что затрудняет осмысление содержания;
­- ограниченная мотивация – многие дети младшего школьного возраста могут не понимать значения текста и, следовательно, не мотивированы его изучением.
Таким образом, мыслительные операции являются важной составляющей уроков литературного чтения, которые помогают развивать критическое мышление, логическое мышление, аналитические навыки и умение аргументировать свои мысли.
Мой опыт проведения урока литературного чтения связан с УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.-М.: Академкнига\ Учебник, 2013. -Ч.2.
Для активизации художественного восприятия как в начале изучения произведения, так и после анализа был использован метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Главное средство речевой выразительности – интонация.
Для выражения интонации использовались следующие задания:
­- передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
­- прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
­- прочитай предложение с разной интонацией.
Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.
В работе с детьми я применяла прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Дети наблюдают, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.
Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда дети не заменяют слово, а «включают» воображение: «Дождь барабанил по крыше» – как ты это представляешь.
В работе над словом были использованы следующие задания:
Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд и так далее.
Прием «Ассоциативные загадки». Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.
При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.
Это такие упражнения:
­- придумай рифму к слову (лучик - …);
­- соедини рифмующиеся слова;
­- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко).
Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.
Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения. Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:
1. рисование эпизода, который больше понравился;
2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что в процессе изучения литературных произведений ученики приобретают опыт и знания, благодаря которым они развивают свою культуру речи, литературное восприятие и общую эрудицию. Важно учитывать, что дети по-разному воспринимают и анализируют литературные произведения, поэтому на уроках необходимо создавать комфортную обстановку для ребят, где каждый может высказать свое мнение и находиться в кругу людей, готовых выслушать и уважать его.
Таким образом, мыслительные операции на уроках литературного чтения играют важную роль в развитии умственных способностей учеников, позволяя им стать более эрудированными, критически настроенными и аналитическими личностями. Как преподаватели, мы должны помнить о значимости развития мышления учеников и стремиться включить эти навыки в образовательный процесс.

Рекомендуем посмотреть:

Проектные задачи в начальной школе Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе Использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе Развитие логического мышления на уроках математики, 2 класс

Похожие статьи:

Диагностика развития логического мышления младших школьников

Опубликовано: 46 дней назад (13 марта 2024)
Просмотров: 230
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!