Опыт работы. Технология диалогового обучения на уроках русского языка и литературы
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы. В наш век, век информации и компьютерных технологий, роль учителя как носителя определенной суммы знаний отходит на второй план, на первый план выступает роль координатора обучающихся по открытию, присвоению и применению знаний.
Современные дети много времени проводят за компьютером. Они не только постигают компьютерные игры, но и находят интересующую их информацию. При этом их мозг не может освоить чрезвычайно большой поток информации за короткое время. Фрагментарное, «клиповое» восприятие мира, которым мы обязаны телевидению, компьютерным играм, приводит к тому, что у детей не возникает целостного представления о предмете, явлении. Установление причинно-следственных связей для детей становится делом трудным. В связи с этим важной задачей учителя на любом уроке считаю применение технологии диалогового обучения.
Диалог является универсальной характеристикой личностно-ориентированных образовательных технологий, может помочь в реальной проблеме, в силу того, что у собеседника возникает возможность высказать свои не только общие, но и различные аспекты восприятия.
Данная технология позволяет:увидеть личностное отношение школьника к тому, что он учит;узнать ценностное отношение к изучаемому материалу;давать оценку тем или иным поступкам; выражать свою точку зрения на различные проблемные ситуации, аргументировать её.способствует организации субъект – субъектных отношений на уроке.
В. В. Сериковым диалог рассматривается как специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов. Под диалогом понимается не способ вербального общения, а особым образом организованная коммуникативная среда; форма взаимной деятельности учителя и учащихся с учётом их индивидуальностей, своеобразия воззрения и отношений с миром.
В научной литературе (С. В. Белова, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) обоснованы требования к построению общения с учащимися на диалогических началах. Во-первых, диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, готовности понимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Во-вторых, диалог требует от учителя и ученика обязательной предварительной подготовки. В-третьих, диалогическая форма общения предполагает новые подходы к планированию и проведению урока или серии уроков по теме. Приблизительно треть учебного времени, отведённого на её изучение, занимает информативная часть. Здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания.
Виды работы традиционные: лекции учителя, сообщения учеников, самостоятельное изучение дополнительных источников и т. п. В исследовании С. В. Беловой выделены такие
технологические этапы, способствующие осуществлению диалога, как:
I. Побуждение: Обращение к субъектному опыту учащихся и определение целей новых исследований. Момент вовлечения в деятельность.
II. Реализация: Этап получения новой информации. Выстраивание субъект – субъектных отношений, соединение имеющихся знаний с новыми.
Итак,
диалоговое обучение – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или кем-либо (человек). Оно основано на идеологии сотворчества, сотрудничества ученика и учителя. Если к этому сотрудничеству примкнут и родители, это будет величайшим благом для ученика.
Цель технологии диалогового обучения - получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.
Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Урок-диалог имеет следующую структуру:
- вводное слово (создание ситуации общения собеседников на равных);
- опережающее домашнее задание (установка на проблему);
- постановка проблемы;
- пути решения проблемы. Работа в группах (свободный обмен мнениями);
- итог;
- контрольное (творческое) домашнее задание.
Последовательность элементов может меняться, использование структурных элементов на каждом уроке не является обязательным.
Основные содержательные характеристики урока-диалога сводятся к следующему:
1. Это общение одного субъекта с другим субъектом, «постоянное разрешение внутренних противоречий в сознании, в поисках конструктивных решений при сохранении напряжения творческой активности».
2. Во-вторых, это партнёрство, сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, которые в пространстве диалога присваивают и отстаивают определённые позиции, роли, логики, типы мышления, проявляя при этом свой свободный выбор и поступая в соответствии с особенностями своего развития.
3. Разомкнутый, спиралевидный характер урока, его «опрокинутость» в культуру,
восхождение участников диалога к важнейшим эстетическим, нравственным, философским смыслам.
4. Урок-диалог рождается из взаимодействия двух текстов: подготовленной учителем режиссуры урока и текста, рождаемого в результате коллективной работы участников диалога. В этом его отличие от традиционного урока, готовый сценарий которого в большей мере реализуется на уроке.
5. Многоплановость, предполагающая разные виды деятельности уча-щихся, связанные с восприятием, оценкой, интерпретацией художественных явлений, литературно-творческой деятельностью, и может осуществляться, создаваться в разных жанрах и организационных формах, а не только в виде эвристической беседы, как полагают некоторые исследователи.
6. Активное использование на нём игровых методик, что также восходит к бахтинскому пониманию сущности диалога.
7. Соединение в себе макро – и микродиалога, выстраивание технологической цепочки урока-диалога.
Основные фазы технологической цепочки урока-диалога:
1. Погружение участников диалога в личностные смыслы, психологическая адаптация к предстоящей рецептивно-эстетической и познавательной деятельности.
2. Обозначение темы урока и его установка (пространство диалога).
3. Осознание учащимися своих собственных впечатлений и мыслей об изу-чаемой теме, возникновение в сознании школьника вопросов себе и другим.
4. «Нащупывание» нерва будущего диалога и обозначение совместными усилиями драматической интриги урока, в основе которой создание пространства для общего переживания, вопросы-удивления, вопросы-несогласия, противоречия между знанием и незнанием, гипотезы, диалогизация текста.
5. Создание учебных ситуаций, связанных с погружением участников диалога в пространство темы. Участникам предоставляется право выбора видов деятельности,
а также форм участия в учебных мизансценах (возможности работать в группах, фронтально, индивидуально).
6. Оформление речевых высказываний и взаимный обмен смыслами, создание силового поля смыслов.
7. Подведение итогов. Осмысление мыследеятельности и перевод диалога во внутренний план – в индивидуальные сознания участников коммуникации.
Итак,
урок-диалог становится эффективной формой сотрудничества учителя с учащимися.
Учёными подсчитано, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Учителей эти данные не удивят, однако заставят задуматься.
Популярной формой урока для учащихся 5-7 классов остаётся урок – игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: учащиеся представляют себя в определённых ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал.
Возникает вопрос: «
В чём же успех такого урока?» Успех такого урока, на наш взгляд, заключается в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), в доступности изложения материала, в использовании яркой наглядности. Учащимся надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. С этой целью им предлагается ситуация: что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь? Учащимся становится интересно, и он может горы свернуть, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться правильно писать частицу со словом.
При проведении урока-диалога необходимо принять во внимание следующее:
- использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
- при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
Важно помнить, что в ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях.
На
первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.
На
втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.
Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.
Диалог строится на следующих линиях:
• учитель – ученик
• ученик – класс
• ученик – ученик
• ученик – группа
• группа – класс
• ученик – компьютер
В ходе диалога учитель – ученик учащиеся следят за ходом размышлений одноклассника, сверяют свои знания с его знаниями, дополняют, при необходимости указывают на ошибку. Диалог между учеником и учителем часто перерастает в диалог между учениками. Например, один из одноклассников говорит: «Я с тобой не согласен», а затем доказывает свою точку зрения. Участников диалога может быть два, может больше. В итоге все учат одного.
Вопрос, поставленный учителем, должен побуждать к диалогу, а ответ – увлекать в мир знаний, нацеливать на размышления, помогать знания открывать. При изучении правил орфографии, морфологических норм, лексического значения слова уместны небольшие экскурсы в историю языка, которые позволяют поддерживать, развивать интерес к языку, получать новую информацию, снимать стресс. При повторении правописания слов с непроизносимыми согласными звуками в 5 классе обучающиеся пытаются дать ответ на вопрос: «Почему в языке появились слова с непроизносимыми согласными звуками?» Дети произносят слова с непроизносимыми согласными, чётко в соответствии их написания и убеждаются, что произнести три согласных звука подряд очень трудно. Поэтому один, наиболее трудный для произнесения звук, «пропускается». Так сложилось исторически для удобства произнесения подобных слов.
Обучающиеся должны понимать необходимость тех знаний, которые они открывают. При изучении темы «Склонение имен числительных» звучит вопрос: «А для чего мы изучаем эту тему? Может, она не нужна нам? Может, мы уже умеем хорошо и правильно склонять числительные? ». Обучающимся предлагается задание: устно поставить в формы косвенных падежей количественные числительные из математической задачи. Выполняя задание, дети убеждаются в том, что навыка склонения имен числительных у многих из них нет. Так они выходят на связь с личностными результатами обучения.
На линии ученик – класс ребята выступают с развернутыми ответами, сообщениями, презентациями. Ребята слушают своего одноклассника, отмечают достоинства выступления ( полнота раскрытия темы, связность, наличие примеров, умение комментировать их). Основная задача при этом - не вызубрить правила, а понять их и успешно применить на практике. Ребята задают своему однокласснику вопросы по теме выступления. В результате может возникнуть дискуссия. В итоге один учит всех, а все учат одного и учатся оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Есть учащиеся, которые в силу своих умственных способностей или психологических особенностей (страх ответа, боязнь ошибиться, замкнутость, нервозность, неумение строить диалог, неумение определить последовательность действий при ответе) не стремятся к устным ответам. При ответе им сложно быть один на один с учителем. Такие дети могут успешно работать на линии ученик – ученик. Ребята работают как в парах постоянного состава, так и парах сменного состава, причем большинству ребят больше нравится работать в парах сменного состава. За урок некоторые ребята успевают сделать несколько заданий, выполнить работу по нескольким карточкам. Каждый из работающих в паре должен проговорить цепочку своих рассуждений при выполнении задания. Прорабатывается алгоритм, развивается речь, каждый из работающих в паре имеет возможность услышать, увидеть ошибку, вовремя её исправить, сделать доброе дело для одноклассника. Есть польза и для здоровья: передвигаемся по кабинету во время урока.
Для работы на линии ученик – группа нужно разделить класс на малые группы. Это могут быть группы по 4-5 человек. В группе обязательно должен быть старший группы. Он распределяет обязанности при выполнении задания, координирует работу группы. Необходимо следить за тем, чтобы работой в группе были охвачены все. Все малые группы выполняют задания одного блока или разных. При изучении рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обучающимся предлагается логическая цепочка искушение – преступление – муки совести – наказание – прощение. Обучающиеся работають в группе, а затем выступают перед классом При этом важно не только дать логическую цепочку, но и нацелить детей на то, как работать ( Какие со-бытия происходят, в какой последовательности, кто главные действующие лица, характеристика поступков, ваше отношение к героям). Каждая из групп готовит информацию по своему блоку. После выступления группы ребята из других групп могут дополнять ответы одноклассников, задавать им вопросы (работа на линии группа – класс).
На линии ученик – компьютер ребята работают с различными ресурсами сети Интернет, проходят онлайн-тесты, отрабатывают навыки по правописанию и пунктуации на тренажерах, создают презентации. Для того, чтобы ребята быстро нашли нужную информацию, нужно давать ссылки. Информация, которую нужно найти, располагается на множестве сайтов, но далеко не везде уровень её подачи доступен для возраста ребят. Учитель составляет в помощь учащимся электронную папку с различными словарями, справочниками, тренажерами, ссылками на сайты, содержащие теоретические сведения, интересную информацию, аудиокниги.
Положительными сторонами диалоговой технологии являются такие результаты обучения русскому языку и литературе, как открытие знаний, приобретение алгоритмов деятельности, формирование, закрепление навыков, формирование уверенности в себе, осознание необходимости приобретения знаний, навыков. При этом знания не даются в готовом виде, а открываются в сотрудничестве учеников и учителя.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе