Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы преподавателя художественного отделения ДШИ

Методическая разработка к программе «Изобразительное искусство и лепка» для подготовительного художественного отделения, к блоку «Живопись» по темам: «Натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, тематическая композиция».
Новизна данной методической разработки в том, что она развивает не только живописное видение и творческие способности ребёнка, но и формирует у учеников навыки поэтапного ведения работы (обязательный подготовительный этап к каждой новой работе (эскизы, зарисовки, наброски)), которое пригодится им в обучении по программе начального профессионального образования. Также новым в программе и данной методической разработке является планирование уроков по жанрам изобразительного искусства, где ученики не просто знакомятся с новой темой и осваивают материалы и технологию работы ими, но и получают теоретическую базу.

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка дошкольного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на прекрасное. Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

В данной методической разработке важным, является пошаговая работа учеников. Преподаватель выстраивает у учеников чёткую систему ведения работы:
1 шаг. Работа над подготовительным материалом, эскизы, зарисовки. Ученики просматривают литературу, пособия, иллюстрации, работы из фонда, создают эскизы. Преподаватель должен продемонстрировать ряд созданных или самим или другими учениками эскизов, выбрать положительные и отрицательные моменты в каждом из них. Необходимо проводить просмотр эскизов, отбор лучших.

2 Шаг перенос с эскиза на итоговый формат. Важно чтобы ученик видел все ошибки при переносе, сравнивал и учился анализировать форму и масштаб предметов, элементов композиции. Преподаватель рекомендует ученику сравнивать формат эскиза и итоговый формат.

3 шаг. Выполнение в материале. Если это акварельная техника, то надо акцентировать внимание учеников на прозрачности, красочности материала, на том какие кисти соответствуют материалу и как заполнять лист. Если это гуашь, то необходимо акцентировать внимание учеников на плотности красок, на работе мазком, на соответствующих материалу кистях, на способах работы кистью, работа с палитрой.

4 шаг. Работа с деталями. Надо учить учеников прорабатывать детали композиции на первом плане. Видеть работу целиком, учить анализировать и искать собственные недостатки.
Карандаш используют средней мягкости и остро заточенный. Рисунок наносится очень аккуратно, бережно относясь к поверхности бумаги, стараясь её не засалить, и не прибегать часто к резинке, чтобы не нарушить зернистую фактуру бумаги. Бумага для живописи подбирается зернистая с высокой плотностью, формата А3, А2.

2. Этапы методической работы, тематическое планирование.
Блок «Живопись» по темам: «Натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, тематическая композиция» это часть тематического планирования в программе. Этот блок второй, затрачивает на себя 32 учебных часа, по 40 минут. Он разбит по жанрам изобразительного искусства и каждому жанру соответствует ряд уроков по разным темам.

Натюрморт
Натюрморт (от французского nature morte – «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Теория: Знакомство с жанром, плоскостями вертикальными и горизонтальными, мазками и заливками разными материалами.
Теория: Умение обращать внимание на натуру, смотреть на форму предметов, на цвета искать сложность оттенков, видеть сложные цвета. Правильно строить ход работы. Постановка целей и задач, подготовительный этап в работе (создание эскизов, зарисовок, основу работы карандашом), выполнение наброска карандашом, работа цветом, анализ выполненной работы вместе с преподавателем. Создавать мазками горизонтальную и вертикальную плоскость, класть мазки по форме предметов, смешивать цвета на палитре.

1 Шаг – внимательно рассмотрите натюрморт.
С какой точки зрения его наиболее выгодно было изобразить? Сделать зарисовки, попробовать изобразить форму предметов, расположить их в формате листа.

2 Шаг – построение предметов натюрморта в листе. Преподаватель демонстрирует и объясняет ученикам как простыми геометрическими фигурами, передать и форму предметов натюрморта, сложить из знакомых форм ту форму которую необходимо нарисовать.

В двухмерном пространстве листа, имеющем только высоту и ширину, мы должны отразить предметы на фоне таким образом, чтобы они все вошли на лист и им не было в этом пространстве тесно. У нас не должно возникать желания переместить предметы в какую-либо сторону или отрезать часть листа. Композиция обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.

3 Шаг – начальный этап работы в материале, заливка предметов локальными цветами, работа мазками по горизонтали ил по вертикали.
Определение основных цветовых пятен натюрморта. Преподаватель показывает и рассказывает ученикам как правильно работать в том или ином материале, что вертикальные плоскости заливают акварелью вертикально, а горизонтальные горизонтально, если гуашью, то мазок должен лежать по форме. Преподаватель объясняет что мир не ожжет жить без красок и цвета, что в любом простом цвете надо искать и видеть много оттенков, смешивать цвета на палитре.

3 Шаг – заключительный этап работы над этюдом.
Преподаватель рассказывает ученикам о том, как свет касается предметов натюрморта, где он задерживается и где образуются падающие тени. Проработка деталей натюрморта.

Практика примерные темы: «Деревенский натюрморт», «Натюрморт с осенними листочками», «Натюрморт с елочной веткой», «Натюрморт с часами», «Банный натюрморт» «Натюрморт с первыми весенними цветами».

Пейзаж
Пейзаж является необходимым компонентом в художественном образовании детей. Изучение натуры, изменения цвета и тона предметов на пленэре в зависимости от освещённости при различных природно-погодных состояниях и времени суток, анализ этих изменений и выявление закономерностей имеют колоссальное значение для развития учеников, обучающихся изобразительному искусству.

С учениками дошкольного возраста работа по освоению жанра пейзаж, ведётся на основе наблюдений природных изменений по изучению репродукций художников, фонда работ учащихся, по фантазии, по памяти.

Теория: Рассказ о жанре его особенностях и разновидностях, постановка предметов на плоскости листа, рассказ о линии горизонта, о том, что предметы приближаясь к этой линии, становятся меньше. Рассказ и демонстрация о разной форме деревьев и особенностях их кроны и о том, как её сделать в живописных материалах. Подготовительный этап к таким работам, упражнения, наброски зарисовки, эскизы. При помощи красок уметь создавать крону деревьев, смешивать сложные цвета на палитре.

1 Шаг. Создание эскизов. Рассказать про линию горизонта, что мы видим, когда эта линия высоко на листе или когда она низко. Рассказать, как предметы располагаются в листе, что они задевают друг друга, перекрывают и вертикальные линии становятся короче к линии горизонта, а горизонтальные приближаются друг к другу. Рассказать про плановость в пейзаже.

2 Шаг. Перенос с эскиза на формат. Важно всё перенести точно и исправить ошибки, которые получились при переносе.

3 Шаг. Выполнение в материале. Рассказать ученикам, что небо в работе придаёт настроение всему пейзажу, что в работе важно передать настроение природы. У каждого времени года свой колорит, у каждого времени суток своё настроение. Работа начинается сверху в низ (мазки и заливки горизонтально, к линии горизонта светлее). После неба выполняются элементы заднего плана, предметы на заднем плане бледнее, мазки по форме элемента.

4 Шаг. Работа над элементами первого плана. Они должны быть более чёткими, яркими, подробными.

Теория примерные темы: «Как живут деревья. Семья», «Осенний лес», «Зима в городе» «Ночь, Луна», «Морские просторы», «Домик в лесу», «Весенние воды», «Солнечные зайчики в зелени листвы».

Портрет
Портрет - изображение человека, пары или группы людей.
Просмотр иллюстраций картин художником, методических таблиц по пропорциям лица, работ из фонда школы.
Теория: История и особенности жанра, художники в этом жанре, работы других учеников. Теория изображение человеческого лица, фигуры, пропорции. Создание при помощи красок, смешивать на палитре оттенки кожи, искать в любом предмете тёплые и холодные оттенки работать мазками.

1 Шаг. Создание зарисовок «Тренировка». Ученики делают зарисовок, с натуры ли они работают или по представлению, где изучают, человеческое лицо. Преподаватель демонстрирует, как рисовать лицо и подробно рассказывает о том, что и зачем нужно рисовать. Если работа с натуры, то необходимо обязательно передать особенности натурщика.

2 Шаг. Работа на итоговом формате. Работа начинается с поиска высоты и ширины лица (рисуется овал лица), затем рисуются вспомогательные линии по горизонтали и вертикали, они делят лицо на две части, точка пересечения, вспомогательная. Затем симметрично рисуются глаза, брови, далее часть лица от точки пересечения до подбородка делят на две части и зрительно на глаз верхнюю часть делают чуть - чуть короче, отмечается на вертикали точка, здесь заканчивается нос. Нос начинаем рисовать от бровей, сужая к переносице, две полосы от бровей две от глаз. И формируем ноздри. Далее часть от кончика носа и до подбородка делим ещё раз на две части, здесь будет линия между верхней и нижней губой. Затем рисуем губы, волосы шею. А одежду натуры в последнюю очередь.

3 Шаг. Работа в материале. Заполняем фон за портретом. Далее на палитре смешиваем 3, 4 оттенка кожи, от темного до светлого (смешиваем в разных пропорциях, охру, жёлтый, коричневый, красный, белый, синий). Учитель объясняет, что живопись - это гармоничное сочетание тёплых и холодных оттенков, рассказывает ученикам что в тёмных участках лица будем раскладывать тёмный - холодный цвет, а в светлых, светлые - тёплые цвета. В гуаши работу ведём от тёмных мест.

4 Шаг. Работа над деталями. Выполняем детали на лице, тонкой кистью глаза, губы, брови, волосы, одежду.
А) С натуры:
Теория: Обращать внимание учеников на внешние особенности натуры, рост, цвет глаз, волос, особенности одежды, лепка лица мазками.
Практика: «Портрет Мамы», «Портрет Снегурочки» «Моя подружка (друг)».
Б) По представлению:
Теория: Повторение пропорций и особенностей рисования лица, упражнения в альбоме, создание эскизов, развитие образного мышления.
Практика: «Портрет Ветерана», «Солдат».

Анималистический жанр.
Анималистический жанр - картины, на которых изображены животные
Ученики изучают фотографии животных, знакомятся с репродукциями, иллюстрациями.
Теория: познакомить с жанром, его особенностями, работами художников и учеников школы, особенностями и пропорциями домашних животных, птиц. Мазками создавать фактуру шерсти, искать сложные оттенки.
Практика: «Моё любимое домашнее животное», «Снегири».

1 Шаг. Создание эскизов к композиции. Изучение пропорций и особенностей существования и среды обитания животного. Расставить композиционно правильно в эскизе животных. Соблюдать принцип соразмерности, ритмичности (Ритмы масс), равновесия. Преподаватель выбирает лучший эскиз ребёнка, рассказывает о его положительных качествах, обязательно демонстрирует сам несколько поисковых эскизов.

2 Шаг. Перенос. Перенос с эскиза на итоговый формат.

3 Шаг. Работа в материале. Принципы цветового и композиционного решения пространства соответствуют теме «Пейзаж», животные выполняются в колористическом соответствии с реальными объектами. Фактура шерсти передаётся мазком по форме.

4 Шаг. Работа над деталями.

Тематическая композиция
В тематической композиции, раскрывается весь потенциал ребёнка. Ведь заданная тема рождаем много ассоциативных образов и фантазий. И ученику трудно удержать свой замысел в размах изобразительного искусства. Тогда преподаватель приходит на помощь и вместе с учеником осмысливают замысел, приводят его к созданию эскизов.

1 Шаг. Эскизы. Создание эскизов в тематической композиции обязательно. Необходимо объяснить ученику как можно построить композиции, где какие предметы расположить, что бы усилить эффект от темы. Преподаватель сам создаёт на глазах у учеников ряд эскизов в разных форматах и в вертикали и в горизонтали, показывая и объясняя ученику как грамотно организовать пространство листа. Интересную идею ученика, преподаватель всегда должен поддержать.

2 Шаг. Перенос с эскиза на итоговый формат.

3 Шаг. Работа в материале. В зависимости от замысла выбирается материал: акварель, гуашь, акварель – гуашь. Замысел композиции диктует её колорит. Мазки и заливки по форме предметов. Если есть необходимость, то преподаватель демонстрирует как можно изобразить ту или иную деталь композиции (Архитектуру, деревья). Важно объяснить ученикам про композицию цветовых и тональных пятен.

4 Шаг. Завершение композиции, работа над деталями.
Теория: Компоновка предметов в листе, композиция разных величин (большое, среднее малое), постановка предметов на плоскость (горизонт), развитие фантазии, образного мышления. Создание своего замысла при помощи красок, и различных мазков, смешивать краски на палитре.
Практика: «Любимый город», «Птичий двор», «Танец», «Космос», «Любимая сказка», «Рождественские истории», «Ярмарка», «Фантастическая планета».



Рекомендуем посмотреть:

Рисование летнего пейзажа поэтапно Морской пейзаж гуашью поэтапно с фото Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих Как нарисовать пейзаж поэтапно для начинающих
Опубликовано: 1463 дня назад (16 ноября 2020)
Просмотров: 670
+1
Голосов: 1
Ольга Сергеевна Дьякова # 21 ноября 2020 в 10:01 0
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Замечательная разработка, беру себе на заметку. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!