Консультация педагога-психолога ДОУ на тему: "Преодоление детской тревожности"
В современном мире мы все чаще говорим о росте уровня детской тревожности.
Тревожность — это не эпизодические проявление беспокойства, волнения ребенка, а устойчивое состояние, которое влияет на все виды деятельности ребенка, на его социализацию. Постоянное беспокойство, мышечные зажимы, раздражительность, нарушение сна, сложности с концентрацией на чем-либо, неуверенность в себе, страх перед трудностями - это далеко неполная характеристика тревожного ребенка. Вопрос преодоления тревожных состояний у детей встает перед взрослыми, работающими с детьми.
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей:
- наработка конструктивных способов поведения в сложной для ребенка ситуации, освоение приемов, позволяющих справиться с чрезмерным волнением, тревогой;
- развитие положительной самооценки и представлений о себе, укрепление уверенности в себе, забота про «личностный рост» ребенка.
Для снижения и устранения детской тревожности существует много приемов и упражнений. Однако главную роль играют
два метода:
1.
Метод последовательной десенсибилизации, суть которого состоит в том, что ребенка ставят в ситуации, связанные с явлениями, которые вызывают у него тревогу или страх, начиная с тех, которые волнуют его совсем немного, и заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже страх.
2.
Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Этот метод осуществляют при помощи игры-драматизации, где сначала с помощью кукол, а потом и без них в форме театральных этюдов дети изображают ситуации, которые их пугают.
Кроме этого можно использовать приемы
«рисования страха»,
«рассказа про страх». В ходе такой работы приветствуются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
Во время работы с тревожными детьми следует учитывать их личное, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке, результату. Как известно такие дети очень болезненно воспринимают неудачу. В тоже время им очень сложно самостоятельно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно что-то сделали, ждут оценки взрослого.
Такое особенное восприятие успеха и неуспеха, с одной стороны увеличивает травматическую вероятность неудач, которую дети в первую очередь, связывают со своей неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, оно делает ребенка зависимым от взрослого, поднимает значимость взрослого в его глазах. Это отражается также на мотивации познавательной деятельности, в основе которой – стремление «делать все так, как взрослый, ради его похвалы».
Оценивая деятельность ребенка, следует максимально раскрывать критерии оценки, уважения, похвалы (то есть использовать содержательную оценку) и одновременно сужать и конкретизировать сферу действия оценочного суждения (оценивать не всю деятельность, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом большую роль играет поддержка в группе, атмосфера принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят не зависимо от поведения, успехов.
Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, а и шире - к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу - к любому результату, когда ребенок воспринимает его, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями и навыками. Именно такое отношение позволяет убрать ориентацию только на результат, сделать детей более свободными в отношении собственных успехов и неудач, сосредоточить внимание на самой деятельности. Для этого можно использовать также шутливые соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому. Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, необходимо использовать ее для преодоления страхов и тревожности.
Укреплению уверенности в себе способствует использование роли почтальона, учителя, капитана корабля и других героев в ролевой игре. Целесообразно также, управляя детской игрой, давать тревожным детям роли сказочных персонажей, которые никого и ничего не боятся. Эффективным также является подражание ребенком позитивному примеру: «Ты смелый, как…(имя литературного персонажа)», «Ты можешь это сделать так же хорошо, как….» и т.д.
Работу, направленную на устранение детской тревожности и страхов, можно проводить непосредственно в ходе занятий, используя отдельные методы и приемы.
Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и в дошкольном учреждении, при позитивном отношении к ребенку тех, кто его окружает.
Рекомендуем посмотреть:
Родители - пример для детей. Консультация для родителей
Консультация педагога-психолога для родителей в детском саду. Особенности поведения ребенка
Как справиться с детской истерикой. Консультация для родителей