Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Натюрморт в технике мозаичной аппликации

Методическая разработка упражнения по живописи. В технике мозаичной аппликации
Автор: Водяскина Виктория Викторовна преподаватель МБУДО «Детская художественная школа №1» г. Ангарск
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку упражнения по живописи для учащихся художественной школы 1 класс, возраст 11-12 лет. Данный материал будет полезен преподавателям художественных школ и студий творчества. Такое задание можно применить не только по предмету живопись, но и на композиции.

Цель работы: Получение знаний, умение лепки формы предмета, понимание мазковой живописи, развитие умений по выполнению работы, с помощью необычной техники мозаичной аппликации.
Задачи:
- Развитие навыков работы с тоном и цветом, наблюдательности, умение последовательно вести работу.
- Знакомство с техникой. Развитие умений и навыков в работе с оттенками и мазками. Применение их в практической самостоятельной деятельности по написанию натюрморта.
Время выполнения проекта: 7 часов (в художественной школе выделяется достаточно большое количество часов на практическую работу по теме)
Этапы выполнения упражнения:
1. Выбор натюрморта и компоновка его в листе с последующим построением. (Преподаватель заранее ставит несколько натюрмортов на выбор).
2. Выполнение выкрасок всех оттенков в натюрморте. Подготовка сегментов.
3. Выполнение натюрморта с помощью данных цветных сегментов.
Материалы для занятий: Бумага плотная для выкрасок, ватман А4 формата для самой работы, краски гуашь художественная, кисти синтетические, карандаш простой, ластик, ножницы, клей карандаш.
Содержание занятия
Учебный натюрморт является одним из основных заданий по живописи. Без основ изобразительного искусства будущий художник не может расти и совершенствоваться. Живопись как и рисунок является основным предметом в художественной школе. Параллельно с развитием умения работать с натуры натюрморт служит эффективным средством формирования творческих способностей учеников, их художественной самостоятельности. Через натюрморт ученики познают красоту реального мира во всем многообразии предметов. Неподвижная и хорошо обозримая с небольшого расстояния натура натюрморта служит прекрасным материалом для изучения формы, пропорций предметов. В работе над живописью натюрморта ученики изучают композицию, колористическое единство цвета, влияние освещения на натуру, цветовые контрасты. В жанре натюрморта наглядно просматриваются пластические и колористические стороны художника живописца.

В 11-12 лет дети учатся в первом классе художественной школы. В этом возрасте они еще не умеют писать правильно объем у предметов, применяя свет, тень, полутень, рефлекс и блик. Не знают, как применять разные размеры кистей, что такое мазок в живописи. Они пишут плоско, размазывают один цвет от темного к светлому. Не знают как совместить все знания в одной работе. Для этого, желательно давать такое задание перед тем как перейти к натюрморту в живописной кистевой технике. В конце года. Когда дети получат знания, что такое свет, полутень, тень, тональность, тепло-холодность, цветовой рефлекс. Данное упражнение для того, чтоб дети понимали, что в каждом кусочке какого либо предмета очень много оттенков. Что бы не размазывали один оттенок по всему предмету. А такая техника помогла им в дальнейшем правильно наносить мазки на предмет, применяя разную величину мазка.

1. Выбор натюрморта и компоновка его в листе с последующим построением
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно поставить простой натюрморт. Два предмета не сложной формы на драпировках, этого будет достаточно. Складок не нужно. Холодный либо теплый, но с ярко выраженной тональностью. Чтобы дети не путались, предметы должны быть разные по тону. Можно натюрморты поставить заранее, а полезно также привлекать к постановке натюрмортов и самих детей. Самостоятельная постановка натюрморта детьми, используемая как упражнение, помогает в формировании художественного вкуса, умении подбирать предметы, организовывая натюрморт, расставлять пластические и поэтические акценты. Художественный вкус и творческая самостоятельность важны для умения подмечать красоту в окружающей действительности, интересную композицию, цветовое богатство натуры.

Поставили натюрморт, нужно найти композицию в листе. Компонуем предметы так, чтоб композиция не смещалась влево либо в право, и не падала вниз. Строим предметы, следим за пропорциями. Намечаем плоскости.


2. Выполнение выкрасок всех оттенков в натюрморте. Подготовка сегментов
После того, как рисунок карандашом будет готов, приступим к выкраскам. Начнём с общего фона. Берем большую кисть. Смотрим на все участки фона и подбираем оттенки каждого. Смешиваем их на палитре, а после этого выкрашиваем небольшие участки на бумаге. Все зависит от того, сколько должно быть того или иного оттенка. Если какого-то оттенка должно быть много, значит нужно сделать выкраску этого цвета больше остальных. Таким образом делаете оттенки света, оттенки тени. И так каждый предмет. Дальше нужно нарезать разные по величине сегменты. На мелких предметах должны быть мелкие сегменты, более крупные предметы и сегменты больше. В фоне можно использовать самые крупные сегменты.




3. Выполнение натюрморта с помощью данных цветных сегментов.
После того, как все оттенки готовы и подсохли, начинаем их выклеивать. Представляем, что это мазки кисти и распределяем их в нашей работе. Начинаем с теней по всей поверхности листа. Снова смотрим на натюрморт и берем тот оттенок который нужен для той или иной плоскости или предмета. Не забываем про освещение и про теплохолодность. Стараемся выклеивать сегменты по форме предмета так, как будто вы пишите кистью. Сегменты можно наслаивать друг на друга. Грамотно распределяйте большие и мелкие сегменты. И так всю работу.



После проделанной работы, можно сделать небольшую выставку работ в классе и обсудить с детьми, что получилось, а что нет.

Работы детей по данному упражнению





После такого задания можно переходить к написанию натюрмортов. Дети начнут правильно подбирать тональность у предметов, правильно работать с кистями, лепить форму предмета. Итог живописных работ, можно посмотреть ниже.



Список литературы
1. Могилевцев В. А. "Основы живописи". 2012г.
2. Бёрн Хогарт. Игра света и тени для художников. 2001г.

Рекомендуем посмотреть:

Декоративный натюрморт гуашью пошагово с фото для детей от 7 лет Декоративный натюрморт гуашью поэтапно Натюрморт гуашью. Поэтапное рисование с фото для начинающих Декоративный натюрморт в теплых цветовых тонах пошагово. Мастер-класс с фото
Жираф из керамики своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 273 дня назад (25 декабря 2020)
Просмотров: 614
+5
Голосов: 5
Ольга Станиславовна Средина # 25 декабря 2020 в 20:35 +1
Здравствуйте, Виктория Викторовна!
Интересный, хорошо иллюстрированный материал вы предложили.
Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 27 декабря 2020 в 14:34 +2
Замечательные работы! голос
Лилия Сергеевна Бариева # 27 декабря 2020 в 21:48 +1
Здравствуйте, Виктория Викторовна. Спасибо за столь интересную и полезную методическую разработку. Голос!
Елена Юрьевна Деришева # 22 января 2021 в 09:44 +1
Здравствуйте, Виктория Викторовна! Замечательный МК. Успехов и новых идей.