Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект дистанционного занятия по фортепиано в учреждении дополнительного образования (2 год обучения)

Дистанционное занятие по фортепиано в дополнительном образовании
Автор: Гурщенкова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования ГУО "Центр творчества детей и молодёжи Новобелицкого района г.Гомеля", г.Гомель, Беларусь
Пояснительная записка
На занятиях в объединении по интересам «Обучение игре на фортепиано» ребята не только обучаются навыкам игры на фортепиано, изучают основы теории музыки и сольфеджио. Особое внимание уделяется не только техническим вопросам игры на инструменте, но и развитию общего творческого потенциала учащихся.

Большое внимание уделяется подбору репертуара для учащихся. При этом важно учитывать не только возраст и год обучения учащихся, но и уровень развития исполнительских навыков ученика. Вместе с тем произведение должно способствовать освоению новых технических приёмов. Характер и музыкальные образы должны быть понятны учащимся, только в этом случае можно ожидать эмоциональный отклик и прочувствованное исполнение. К таким произведениям можно отнести программные пьесы, в названии которых, заложен какой-либо образ или конкретный сюжет. К программным произведениям, написанным для детей, относятся: «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детский альбом» А. Хачатуряна, «Тридцать детских пьес для фортепиано» Д. Кабалевского и многие другие сочинения.

При работе в классе, работая над произведением, внимание уделяется аппликатуре, правильному исполнению ритмических рисунков. Вместе с тем важно помнить о созданиихудожественного образа, стремится донести до ребёнка смысл и чувства переданные в произведении.

Реалии сегодняшнего дня ставят вопрос о проведении занятий в дистанционной форме. Проведение занятий в дистанционном формате имеют свои особенности. Во время занятия учащийся и педагог находятся в разных помещениях, а процесс обучения проходит посредством электронных средств связи. При этом важную роль играет скорость интернета и качество используемой техники.

К минусам дистанционной работы можно отнести задержку передачи сигнала, что не позволяет осуществлять совместное исполнительство или в реальном времени оперативно исправить темпо-ритмические отклонения в исполнении ребёнка, а так же сопровождать исполнение замечаниями и подсказками. К тому же при дистанционном обучении сложнее следить за посадкой за инструментом.

Вместе с тем такой вид работы имеет и положительные моменты. Самое главное, что такие занятия позволяют не прерывать занятий в условиях карантина.

На дистанционном занятии педагог оценивает:
- насколько разобрано, выучено произведение;
- точность ритмического исполнения;
- правильность аппликатуры.

Основная цель таких занятий – мотивировать учащихся к самостоятельной работе. Педагог делает замечания, указывая моменты над которыми нужно поработать самостоятельно.

Дистанционное занятие даёт возможность работать и над техникой исполнения и над созданием художественного образа.

Предлагаемый мастер-класс адресуется творчески работающим музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования, ставящим перед собой цель – развивать творческие способности учащихся. Тем педагогам, которые понимают, что проблема музыкального развития ребёнка занимает важное место в формировании разносторонней и гармоничной личности.

Цель: Транслировать педагогический опыт формирования исполнительских навыков учащегося на дистанционном занятии по фортепиано, необходимых для создания художественного образа в детских фортепианных миниатюрах.

Задачи:
1. Показать формы и методы работы на дистанционном занятии по фортепиано;
2. формирование постановки рук;
3. формирование технических навыков исполнения различных динамических оттенков;
4. развитие способности к эмоциональному сопереживанию художественного образа.

Тип урока: дистанционный
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Форма урока: индивидуальная
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод показа.
Реализуемые технологии:
- развивающего обучения;
- информационно-компьютерная;
- здоровьесберегающая.
Оборудование:
- фортепиано;
- стул;
- телефон;
- приложение Skype (Viber);
- сборник нот.
Ожидаемые результаты:
- ученица умеет анализировать музыкальное произведение;
- она понимает музыкальный образ исполняемого произведений;
- сформирован навык свободного и правильного исполнения штрихов и динамических оттенков.
План:
1. Начало занятия:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач.
2. Игра упражнений:
- игра упражнений для формирования правильной постановки рук;
- игра гаммы.
3. Работа над произведением:
- теоретическая часть - обсуждение музыкального образа и анализ средств выразительности;
- практическая часть - работа над произведением.
4. Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Учащаяся: Настя (9 лет, 2-й год обучения)
Ход занятия
1 Организационный этап (1 мин)
Педагог: Здравствуй, Настя. Я рада тебя видеть. Сегодня мы опять будем заниматься дистанционно.
На занятии мы будем учиться создавать художественный образ, используя выразительные средства музыки.

2 Игра упражнений (5 мин)
Педагог: Настя, прежде чем играть произведение пальчики нужно разогреть. Поиграем упражнение «Радуга».
Представь, что после дождя ты вышла на улицу, а на небе сияет яркая разноцветная радуга. Сейчас 3м пальчиком мы эту радугу нарисуем на инструменте. Найди глазками ноту До большой октавы. Поставь на неё третий пальчик. Следи, чтобы кисть руки была кругленькая, все пальчики собраны, но вместе с тем без зажатия. Теперь красивым движением кисти рисуем радугу до нотки До следующей октавы.

Ребенок играет упражнение вверх на 4 октавы, затем вниз. Повторяет 2 раза.

Молодец. Теперь рисуем радугу левой рукой. Учащаяся играет.

Теперь усложним задание. Ноты До-Ре-Ми нужно играть 2-3-4 пальцами поочерёдно. Пальчики замахиваются как лапки паучка. Следи, чтобы пальчики играли возле чёрных клавиш.

Ребенок играет упражнение вверх на 4 октавы, затем вниз. При игре вниз ноты играются в обратном порядке: Ми-Ре-До и 4-3-2 пальцами.

Теперь приготовь левую ручку. Найди нотку До большой октавы. Приготовь 4-й пальчик. Вверх играем До-Ре-Ми 4м-3м-2м пальчиками.

Ребенок играет упражнение вверх на 4 октавы, затем вниз. При игре вниз ноты играются в обратном порядке

Молодец, Настя теперь поиграем гамму До-мажор отдельными ручками.

Ребёнок играет Гамму вверх и вниз на 2 октавы поочерёдно правой и левой рукой. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру.

А теперь давай соединим ручки и поиграем расходящуюся гамму До-мажор.

Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.

3 Работа над произведениями (12 мин)
Работа над музыкальным произведением: Е. Дэвис «Зимний лес»
Педагог: Настя, прежде чем ты начнёшь играть, давай поговорим с тобой музыкальном образе этой пьесы. Скажи, что такое музыкальный образ.
Учащаяся: Это то, о чем рассказывает композитор в музыке, или настроение, или картина чего-то.
Педагог: Какой музыкальный образ в твоём произведении?
Учащаяся: Нарисована картина зимнего леса.
Педагог: Расскажи, какими исполнительскими штрихами и динамическим оттенками передаёт композитор картину зимнего леса.
Учащаяся: Темп спокойный – рисует спокойную картину солнечного зимнего дня. Регистр высокий и мелодический рисунок передают искрящийся на солнце снег и висящие на деревьях сосульки.
Педагог: А теперь ты, как маленькая пианистка, попробуешь донести в своей игре этот образ зимнего леса, окутанного искрящимся снегом, передать всю его загадочность и красоту.

Учащаяся играет.
Педагог делает замечания.
Учащаяся играет ещё раз.


После проигрывания произведения ставим задачи:
Педагог: Настя, определи размер в котором написано это произведение.
Учащаяся: 6\8.
Педагог: Какими штрихами нужно играть эту пьесу?
Учащаяся: Легато и нон-легато.
Педагог: Назови какие случайные знаки встречаются в пьесе?
Называет.
Педагог:Теперь сыграй еще раз и постарайся, чтобы все восьмые нотки звучали ровно и без остановок.
Учащаяся проигрывает произведение.

4 Заключительный этап (2 мин)
Рефлексия:
Педагог: Настя, скажи, для чего мы играли упражнение «Радуга»?
Учащаяся: Для правильной постановки руки.
Педагог: А зачем пианисты даже взрослые играют гаммы?
Учащаяся: Что бы тренировать пальчики, и они были быстрыми и послушными.
Педагог: Над чем в произведении мы сегодня работали?
Учащаяся: Над художественным образом.

Оценивание:
Сегодня на уроке ты работала очень хорошо и активно. Ты вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, поупражнялась над отдельными элементами произведений.

Домашнее задание:
Играть упражнение «Радуга» и гамму До-мажор.
В пьесе следить за ровным исполнением длительностей, играть, считая вслух. Стараться, чтобы звук звучал прозрачно, но вместе с тем глубоко. Пальчики должны играть активно.

До свидания. На следующем занятии мы продолжим работу над этой очень красивой пьеской.

Иллюстративный материал, который демонстрируется ребёнку в процессе занятия.




Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс Открытый урок по фортепиано в донотный период. Конспект
Участник №18 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2020 года по 20 января 2021 года
Конспект занятия по вокалу педагога дополнительного образования
Опубликовано: 1476 дней назад (8 декабря 2020)
Просмотров: 912
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!