Краткосрочный образовательный проект во второй младшей группе детского сада

Образовательный проект по теме «Разноцветная неделя» во второй младшей группе
Актуальность:
Дошкольный возраст — это удивительное время, когда каждый новый день наполняется открытиями и волшебством. В этом возрасте дети с жадностью и искренним восторгом познают мир вокруг. Каждый звук, каждый цвет, каждое движение становятся для них источником удивления и радости.

Важно, чтобы рядом с ними были взрослые, готовые поддерживать и направлять их в этом захватывающем путешествии. Правильная помощь и внимание со стороны родителей и педагогов могут открыть двери в бескрайний мир знаний и ощущений. Когда взрослые умеют видеть мир глазами ребенка, они способны подарить им не только знания, но и уверенность в своих силах, любовь к познанию и желание исследовать.

Как известно, восемьдесят процентов информации человек получает через зрение. В том числе и информацию о цвете. Цвет – одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Развитие цветовосприятия входит в число дидактических задач занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками, однако, имеет большое значение не только для развития изобразительных навыков ребенка, но и оказывает влияние на общий уровень его развития. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, которое включает в себя и непосредственное восприятие цвета, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Однако, многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существуют пробелы в овладении сенсорными эталонами цвета в первую очередь.

Одно из направлений сенсорного воспитания - это развитие чувства цвета у ребенка. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме. В рамках этой работы и был разработан проект для второй младшей группы «Разноцветная неделя». Этот проект поможет в игровой форме закрепить знания детей о цветах.

Метод проектной деятельности используется для поднятия интереса к данной теме не только детей, но и взрослых (педагогов, родителей), а так же для углублённого погружения в тему проекта. Проект был составлен с учётом индивидуальных особенностей детей, их интересов и возможностей. Каждый день недели окрашен в определённый цвет. Вся деятельность направлена на закрепление знаний детей о данном цвете. Так же предусмотрена продуктивная деятельность с использованием заданного цвета. Для поднятия эмоционального фона в группе детям предлагается надеть элемент одежды цвета, заданного на этот день.

Цель проекта: Закрепление знаний о цвете и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи:
Обучающая:
- Продолжать формировать умения различать цвета.
- Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету.
- Обучать действиям с цветом по словесной инструкции.
Развивающая:
- Развивать цветовое восприятие, внимание, воображение, наблюдательность, практические умения и навыки в продуктивных и творческих видах деятельности, умения видеть характерные признаки предметов.
- Развивать речь и словарный запас детей.
Воспитательная:
- Формирование художественно-эстетического восприятия. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Участники проекта:
- Дети 2-ой младшей группы «Радуга»
- Родители
- Воспитатель 2-ой младшей группы
Сроки реализации проекта: с 17.03.2025г по 21.03.2025г.
Продукт проекта: Изготовление дидактических игр. Выставка детских работ: лепка «Божья коровка», аппликация «Солнышко», аппликации сэлементами рисования «Гусеница», «Тучка», аппликация с элементами оригами «Чёрный кот». Создание общегрупповой «Разноцветной книги».
Ресурсы проекта:
- Игровая деятельность: (дидактические, настольные, подвижные).
- Наглядный метод (картины, иллюстрации).
- Словесные методы (стихи, сказки, загадки).
- Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
- Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения на прогулке).
- Художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация и пр.).
- Трудовая деятельность (в уголке природы, на участке).
Итоговое мероприятие: развлечение «Разноцветная вечеринка»
Планируемые результаты:
- дети запомнят цвета и смогут найти предметы заданного цвета.
- в процессе разнообразных дидактических игр дети научатся выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.
- проект даст большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысится уровень связной речи.
- дети научатся взаимодействовать в коллективе, сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
- у детей повысится активная жизненная позиция: будут интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность и инициатива в разнообразных видах деятельности.
- закрепят умения рассматривать работы (рисунок аппликации) радоваться достигнутому результату.
- родители будут принимать более активное участие в жизни детского сада.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Определение уровня знаний детей по теме проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
• Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
• «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
• Лото «Разноцветные клубочки».
• Настольная игра «Цветные божьи коровки»
• «Что бывает такого цвета»
• Настольная игра «Банки с краской»
• Лото «Мешки с подарками»
• «Я найду цвета везде».
• «Радуга».
• «Сложи узор».
• Настольная игра«Собери венок».
• Кубики Никитина.
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;
Беседы: «Какой твой цвет любимый», «Разноцветный мир», «Свойства воды», «Чёрный цвет – красивый цвет».
Чтение художественной литературы: стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки , «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», Т. Маршалова , Мацук М. «Сказки про краски». С. Я. Маршак «Разноцветная книга»
Продуктивная деятельность:
Лепка «Божья коровка», аппликация «Солнышко», аппликации сэлементами рисования «Гусеница», «Тучка», аппликация с элементами оригами «Чёрный кот».
Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «В траве сидел кузнечик», «Шум моря», «Раз, два – радуга», «Чёрный кот», «Песня юного художника» ( из мультфильма «Маша и медведь»), «Какого цвета лето», «»Лягушачи хор». «Где же, где этот цвет?», «Цып-цып-цып мои цыплятки»
Пальчиковая гимнастика:
• «Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин», «Дерево», «За малиной», «Корблик»
Подвижные игры:
• «На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Красная карусель», «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик».
Работа с родителями:
• Подбор атрибутов одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
• Консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Заключительный этап
• Анализ и обобщение результатов познавательной деятельности детей.
• Презентация проекта.
• Демонстрация «Разноцветной книги».
Реализация проекта «Разноцветная неделя»
Понедельник – красный день,
вторник – желтый день,
среда–синий день,
четверг – зеленый день,
пятница – чёрный день.

В предметную среду каждый день вносятся предметы соответствующего цвета, педагоги и дети одеваются так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

Понедельник – Красный день
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», Настольная игра «Цветные божьи коровки»
• "Найди и назови все красное".
• Подвижные игры: «Красная карусель».
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: « За малиной», «Сорви яблочко».
Познавательная деятельность:
Ознакомление с окружающим «Путешествие в красную страну»
Беседы:
• «Что бывает красным?».
Коммуникация.
• Чтение сказки « Красная Шапочка».
• Чтение С. Маршак «Красная страница» из «Разноцветная книга»
• Отгадывание «красных» загадок.
Художественно-эстетическая деятельность.
• Лепка: «Божья коровка».
Музыка.
• Прослушивание муз.произведения «Песенка Красной Шапочки».

Вторник - Жёлтый день
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», « Найди свой домик».
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик»
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»
• Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».
Познавательная деятельность:
Аппликация «Солнышко».
Коммуникация.
• Рассказывание-игра "Желтая сказка".
• Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова
• Отгадывание «желтых» загадок.
• Чтение С. Маршак «Жёлтая страница» из «Разноцветная книга»
Музыка
• Прослушивание муз.произведения «Оранжевая песенка», «Цып-цып-цып мои цыплятки»

Среда – синий день
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Синий», "Найди и назови все синее", Настольная игра «Мешочки с подарками»
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять», «Кораблик»
• Подвижная игра «Море волнуется…»
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок и кораблик»
Познавательная деятельность:
• Развитие речи «Синий цвет»
Беседы:
• «Где можно встретить воду», «Что бывает синее»,Свойства воы»
Коммуникация.
• Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
• Чтение С. Маршак «Синяя страница» из «Разноцветная книга».
• Отгадывание «синих» загадок;
Художественное творчество
• Отрывная аппликация с элементами аппликации «Тучка»
Музыка.
• Прослушивание фонограммы «Шум моря». «Виноватая тучка»

Четверг – зелёный день
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
• Настольная игра «Банки с краской».
• Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
• Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево», «В лесок».
Познавательная деятельность:
• ФЭМП: « Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».
Беседа.
• «Разноцветный мир».
Коммуникация.
• Творческое рассказывание: "Зеленой" сказки Н.В.Нищевой
• Чтение С. Маршак «Зелёная страница» из «Разноцветная книга»
• Отгадывание «зеленых» загадок.
Художественное творчество
• Аппликация с элементами рисования «гусеница»
Музыка.
• Песни «В траве сидел кузнечик», «Лягушачий хор»

Пятница - чёрный день
Игровая деятельность:
• Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я Чёрный», « Я найду цвета везде».
• Подвижная игра «Разноцветный мячик».
• Кубики Никитина
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Вот козлик рогатый»
Беседы:
• «Чёрный цвет – красивый цвет».
Познавательная деятельность:
Аппликация с элементами оригами «Чёрный кот»
Коммуникация.
• Чтение С. Маршак «Ночная страница» из «Разноцветная книга»
• Отгадывание «чёрных» загадок.
Музыка.
• Прослушивание песни «Чёрный кот».
Итоговое мероприятие «Разноцветная вечеринка»

Отчёт по проектной деятельности:
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран и изготовлен дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются.
С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете.

В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Наиболее яркие положительные эмоции дети испытали на итоговом мероприятии – «Разноцветной вечеринке. Это мероприятие помогло сплотить коллектив детей, поднять настроение и в весёлой игровой форме закрепить знания детей, полученные за неделю.


Информационное обеспечение:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.
7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.
9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.
11. Интернет ресурсы

Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект во 2 младшей группе детского сада. Огород на окне Проект во второй младшей группе. Знакомство детей с пальчиковым театром Проект во 2 младшей группе. Кленовый лист Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор
Сценарий игровой деятельности в подготовительной группе в форме квеста "Путешествие к Снежной королеве"
Опубликовано: 6 дней назад (5 апреля 2025)
Просмотров: 516
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!