Гренки с чесноком «Пизанская башня» (индивидуальное практическое занятие с воспитанником с ТМНР)
(индивидуальное практическое занятие с воспитанником, имеющим тяжелые множественные нарушения развития)
Цель: социализация воспитанника с ТМНР посредством кулинарной деятельности, развитие навыков самообслуживания доступными способами.
Задачи:
-
Обучающие: формировать умения и навыки по осуществлению полного технологического цикла приготовления гренок с чесноком с соблюдением техники безопасности при приготовлении.
-
Развивающие: формировать навыки правильной, рациональной работы при приготовлении гренок с чесноком, развивать аккуратность и внимательность при работе, уверенность в себе.
-
Коррекционные: познакомить с приготовлением нового блюда из простых и доступных продуктов, формировать навыки оказания взаимопомощи в процессе приготовления блюда.
-
Коррекционно-воспитательные: формировать и развивать творческое мышление, художественный вкус, внимание, наблюдательность, уверенность в себе и преодоление страха перед новым и неизвестным.
Целевая аудитория: воспитанник с ТМНР (17 лет).
Оборудование:
- инвентарь и инструменты: тарелки, терка, поварской нож, доска разделочная, сковорода, плита кухонная;
- продукты: хлеб ржаной черный, масло растительное, чеснок, соль;
- иллюстрация с алгоритмом приготовления блюда;
- технологическая карта по приготовлению гренок с чесноком;
- бумажное полотенце;
- мыло;
- поварской фартук;
- колпак;
- столовые приборы.
Предварительная работа: данное занятие проводится в рамках кулинарных мастер-классов на базе семейной воспитательной группы № 3 ГБУ ЦСВВ «Наш дом». Это заключительное практическое занятие, состоящее из двух занятий: теоретического и практического.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Примечание: воспитанник - не говорящий ребенок, который общается звуками, мимикой и жестами, его ответы – практические действия. Воспитатель после ответа ребенка делает обобщения, проговаривая верный ответ).
Воспитатель:
- Юра, присаживайся. Сегодня мы будем готовить новое простое блюдо, которые способно удивить любого гостя – гренки с чесноком. Продукты для приготовления найдутся на любой кухне. Главная изюминка, это необычная форма подачи в виде «Пизанской башни». Блюдо не сложное в приготовлении и скоро мы сможем угостить жителей Нашего дома этим вкусным и простым блюдом.
II. Введение в тему.
Воспитатель формулирует тему занятия, знакомит воспитанника со структурой занятия.
Воспитатель:
- На прошлом занятии мы говорили о самом главном на каждом столе, о хлебе, разгадывали загадки, вспоминали, какие виды хлеба нам знакомы, попробовали новые, ранее не знакомые виды хлеба, узнали, из какого зерна делают хлеб и почему «Хлеб - главное богатство нашей страны».
- А теперь вспомни пройденный материал и покажи, что необходимо сделать каждому повару перед тем, как начать готовить?
(Воспитатель обобщает - перед тем, как начать готовить каждый повар должен вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку и надеть фартук.)
- Покажи основные продукты, необходимые для приготовления гренок с чесноком?
Воспитанник отвечает на вопрос при помощи карточек с изображением продуктов питания
(Хлеб, масло растительное, чеснок, соль).
III. Инструктаж перед практической работой.
Воспитатель предлагает вспомнить правила техники безопасности при работе с ножом, электрической плитой, санитарно-гигиенические правила.
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда при работе с пищевыми продуктами:
- Помыть руки мыть с мылом;
- Надеть фартук, косынку;
- Передавать нож, держа его за лезвие;
- Не поднимать нож высоко над разделочной доской.
Техника безопасности при эксплуатации электрической плиты:
- Перед включением проверить исправность заземления и санитарное состояние электрической плиты;
- Установить необходимую температуру;
- Осторожно поставить сковороду;
- После работы плиту отключить, дать ей остыть и провести влажную санитарную обработку.
IV. Практическая работа.
Знакомство с алгоритмом приготовления блюда по иллюстрации и непосредственное приготовление блюда.
Воспитатель:
- Мы приступаем к приготовлению гренок с чесноком «Пизанская башня».
Воспитатель и воспитанник подходят к умывальнику, по очереди моют руки, вытирают их заранее приготовленным бумажным полотенцем, надевают передники, повязывают косынки. Подходят к рабочему столу. Приступают к работе. Воспитатель показывает действие, воспитанник повторяет и может быть инициатором нового действия согласно алгоритму. Воспитатель при необходимости оказывает необходимую помощь.
Воспитанник выполняет работу по приготовлению гренок с чесноком:
- подготавливает продукты;
- натирает чеснок на мелкой тёрке;
- соединяет продукты: растительное масло, чеснок, соль;
- нарезает хлеб брусочками;
- смачивает хлебные брусочки в соусе из масла, чеснока и соли;
- включает плиту;
- ставит сковороду и начинает обжаривать хлебные брусочки до золотистой корочки, переворачивая их при необходимости;
- обжаренные кусочки выкладывает на тарелку, придавая форму Пизанской башни;
- производит санитарную обработку рабочего места.
В процессе выполнения практической работы воспитатель осуществляет проверку своевременности начала работы и правильности организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических правил.
V. Заключительная часть.
Подведение итогов работы.
Воспитатель обращается к воспитанникам семейной группы:
- Ребята, посмотрите, какой Юра молодец! Он очень старался, чтобы приготовить гренки для вас!
(Ребята с интересом рассматривают получившееся блюдо).
- Давайте придумаем название нашему блюду! На что оно похоже?
(Воспитатель подсказывает «Пизанская Башня», ребята вспоминают видео-экскурсию по достопримечательностям Италии и соглашаются, что блюдо похоже на «Пизанскую башню»).
Юра предлагает ребятам семейной воспитательной группы провести дегустацию приготовленного блюда.
Воспитатель:
- Вот мы и закончили свою работу над «Пизанской башней», продегустируем гренки с чесноком и угостим жителей Нашего дома
(Воспитанники обмениваются мнениями о приготовленном блюде).
Воспитатель:
- Юрочка, ты – молодец! Ты проделал большую работу и приготовил очень вкусные гренки с чесноком! Тебе понравилось?
(Воспитанник жестом отвечает – да).
- А ещё хотел бы ты участвовать в приготовлении различных блюд?
(Воспитанник жестом отвечает – да).
В результате индивидуальных занятий по приготовлению блюд, воспитанники с ТМНР приобретают представления о продуктах питания, о технике приготовления, о кухонном инвентаре, о правилах техники безопасности, в результате чего расширяется кругозор ребенка, а социализация и адаптация проходит более успешно.
Используемая литература:
1. Банди А., Лэйн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика. – М.: Теревинф, 2017.
2. Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. – СПб.: Скифия, 2017.
3. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. – СПб.: Скифия, 2016.
4. Коршикова-Морозова А.Е., Савва Н.Н., Коваленок О.В. Рекомендации по паллиативному уходу: Как избежать осложнений неизлечимой болезни у ребенка. – М., 2015.
5. Течнер С. фон, Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М: Теревинф, 2017.
6. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей / пер. с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговской; под. ред. Е.В. Клочковой. – М. Теревинф, 2017.
7. Хайдт К., Аллон М., Эдвардс С., Кларк М. Дж., Кушман Ш. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития: в 3 ч. – М.: Теревинф, 2015.
8. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия лечебной физической культурой
Занятия с презентацией для детей с нарушением слуха, 8 класс «Спорт для глухих»
Программа по созданию условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска
Внеурочное занятие в школе-интернате 1 и 2 вида с презентацией. Наши имена