Программа «Без границ»
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: В данном материале представлена программа по созданию условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска, детей с ОВЗ и детей-инвалидов - адаптации, самоопределения и саморазвития, а также поддержка в вопросах получения дополнительного образования и предпрофессиональной ориентации.
Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, родителей.
Введение
Актуальность разработки программы «Без границ» обусловлена проблемами групп социального риска, которые затрагивают все слои общества. Социальная работа с группами риска, помимо прочего, имеет превентивное значение, а в данной категории профилактика играет важнейшую роль. Игнорирование проблем групп риска приведет к возросшему числу людей в трудной жизненной ситуации, к повышению числа преступлений.
Подпрограмма действует в рамках:
- «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012;
- Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
- Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.;
- Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1322-п (ред. от 25.09.2015) "Об утверждении государственной программы "Семья и дети Пермского края" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016);
- ФЗ РФ от 29.12.012г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.
Цели и задачи подпрограммы:
Цель: создание условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска - адаптации, самоопределения и саморазвития, а также поддержка в вопросах получения дополнительного образования и предпрофессиональной ориентации.
Задачи:
- выявить интересы и потребности воспитанников, трудности и проблемы, отклонения в поведении, уровень социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанника в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
- вести профилактическую работу по предупреждению противоправных действий, асоциального поведения, охране жизни и здоровья через включение в различные направления деятельности.
- координировать взаимодействие педагогов, родителей, специалистов социальных служб, медицинских учреждений для оказания помощи обучающимся.
1. Группа риска - определение понятия, организация их деятельности
Группа риска – это та категория людей, которая в силу определенных жизненных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Дети - самая уязвимая категория населения, а потому они нуждаются в ограждении от неблагоприятных факторов.
В Центре детского творчества работа с детьми «группы риска» ведется уже много лет. Успешно реализовалась целевая программа «Дети особой заботы», целью которой было создание условий для социальной реабилитации, комплексного воздействия на ребенка, его развития средствами дополнительного образования. Но работа в этом направлении продолжается и совершенствуется.
К детям группы риска относятся:
- дети с проблемами в развитии (ОВЗ, инвалиды);
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из «неблагополучных», асоциальных семей (СОП);
- дети с девиантным поведением, состоящие на учете в КДН и внутришкольном учете.
Таким образом, к группе риска можно отнести детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и (или) социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести к их дезадаптированности, нарушить процесс социализации.
Педагоги Центра стремятся привлечь учащихся «группы риска» к занятиям в учреждении, организовать их свободное времяпровождение, предлагая различные направления деятельности: декоративно-прикладное искусство, добровольчество, спорт, организацию праздников и мероприятий. Для этого составляется перспективный и годовой план мероприятий по работе с детьми «группы риска». В сотрудничестве с социальным педагогом Уральской школы организуются ознакомительные экскурсии по ЦДТ для подростков этой категории. Детям «особой заботы» уделяется повышенное внимание: они приглашаются на все мероприятия, проводимые в ЦДТ, с ними проводятся беседы и тренинги. Курирует эту работу педагог-психолог.
Немалое значение имеют краткосрочные курсы для подростков «Счастье быть здоровым», «Сделай свой выбор» (профориентация) и «Семьеведение», которые организуются на базе Уральской школы с 2012 года. Их цель: профилактика употребления ПАВ, наркомании и алкоголизма в подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни. А также создание условий для овладения основными знаниями и понятиями о значении семьи для человека, основах бесконфликтного взаимодействия в семье, о правилах личной безопасности и сохранении здоровья. Ежегодно такие курсы проходят в среднем 180 человек.
Чтобы отслеживать какие происходят изменения в списках детей «группы риска», ежеквартально обновляется «База данных». В этом нам помогают специалисты Управления образования и социальный педагог школы.
2.Взаимодействие с родителями
В решении проблем детского и подросткового возраста необходимо работать в тесном союзе с родителями, т.к. исправление недостатков только у трудных подростков невозможно без коррекции семейного воспитания. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами.
Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. В учреждении ведет свою работу Управляющий совет, родительский клуб «Дом добрых сердец».
В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ», статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. При этом используются такие формы работы: беседы, семинары, лекции, мастер-классы, акции и т.д.
3. Реализация программы «Без границ»
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Социализация, благодаря которой в последние годы у детей «группы риска», в том числе с ограниченными возможностями здоровья появилась реальная возможность быть включенным в общество, приносит свои плоды. Центр детского творчества создает «ситуацию успеха», даёт детям возможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением.
Программа «Без границ» - это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посредством обучения в творческих объединениях, которые бы предоставляли им равные возможности. В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Дети занимаются по дополнительным общеразвивающим программам декоративно-прикладного творчества «Радуга», «Творческая студия», «Искорки» (ритмика), эколого-биологического направления «Мастерская Берендея», как по индивидуальной образовательной траектории, так и вместе со здоровыми детьми.
3.1. Взаимодействие с организациями поселка.
Уже много лет мы активно сотрудничаем с обществом инвалидов «Надежда». Приглашаем их на мероприятия в рамках Дня пожилого человека, Декады инвалидов, проводим экскурсии по ЦДТ. Наши воспитанники приходят и к ним в гости, приносят подарки-сувениры, выступают с музыкальными номерами. Для людей с ОВЗ педагогами Центра регулярно проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Председатель общества рекомендует детей, которые могли бы посещать ЦДТ самостоятельно или в сопровождении родителями. Рассматривается возможность посещения педагогом немобильного ребенка на дому для занятий творчеством, а также использование дистанционного обучения.
Педагоги ЦДТ принимают участие в социально-культурных проектах, таких как «Школа добрых дел», «Поезд милосердия» и др. В рамках проектов «Вернемся к истокам», «Праздник, который всегда с нами» в санатории-профилактории Уральский проводятся концерты для детей-инвалидов, приехавших со всего Пермского края.
Учителя МБОУ СОШ п. Уральский, занимающиеся с детьми по коррекционной программе VIII вида, оказывают помощь педагогам, давая характеристики на учащихся, рекомендации для развития их психических процессов и особенностей поведения.
3.2. Особенности работы с детьми-инвалидами и с ОВЗ
Помимо ведения мониторинга - отслеживания результатов обучения воспитанника по дополнительной общеразвивающей программе и личностного развития, педагог дополнительного образования формирует пакет документов «Кейс» на каждого ребенка-инвалида (или с ОВЗ) в который входит:
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- выписка из протокола психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями или справка об инвалидности;
- титульный лист;
- характеристика, написанная учителем, у которого обучается ребенок по коррекционной программе;
- «Индивидуальная карта развития» с приложением оценки индивидуальных качеств и деятельности учащегося за период обучения (в текстовом формате);
- достижения.
На основании собранных документов и с учетом рекомендаций специалистов, составляется индивидуальный план работы с обучающимися с ОВЗ и индивидуальный образовательный маршрут.
На титульном листе заполняются разделы: «Общие сведения» (дата рождения, родители, место проживания, где обучается ребенок); «Социальная картина» (условия проживания), «Особенности физического развития», «Особенности психического развития» (внимание, память, речь, мышление, поведение, характер); «Трудовая деятельность».
Далее в течение года заполняется «Индивидуальная карта развития», в которой три раза в год отслеживаются изменения в поведенческих, психофизических, организационно-волевых, ориентационных качествах ребенка, а по итогам года заполняется «Лист оценки индивидуальных качеств и деятельности». Проводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка по определенной системе: «Расчет балльной оценки индивидуальных качеств и критерии оценки деятельности». На основании полученных результатов намечается перспективный план работы с данным обучающимся.
Кроме этого в «Кейсе» сохраняются все достижения воспитанника, результаты участия в различных конкурсах, выставках и мероприятиях. По итогам года или нескольких лет обучения организуются персональные выставки работ детей с ОВЗ, на которые приглашаются родители, педагоги, дети.
3.3. Использование приемов и средств коррекционной работы
Организация обучения, развития и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве педагога ДО, педагога-психолога ЦДТ, социального педагога школы, специалистов больницы и родителей. С педагогами дополнительного образования регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы.
Педагог-психолог совместно с методистом учреждения ведет статистику количества детей «группы риска», занимающихся в ЦДТ, разрабатывает анкеты для родителей и обучающихся, анализирует их и вносит коррекцию в свою деятельность, проводит диагностику уровня эмоционального развития ребенка. Регулярно пополняет методическую и нормативную базу: «В помощь педагогам и родителям», «Подборка коррекционных развивающих игр», «Тренинги», «Информационный материал» и т.п.
Применение здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в практической деятельности педагога ведут к улучшению состояния физического, психического, социально - нравственного здоровья учащихся. К ним относятся: технологии В.Ф. Базарного, технологии РКМЧП (критического мышления), ИКТ, валеологические технологии Л. Л. Корытько, арттерапия, лечебная гимнастика при различных заболеваниях, гимнастика для глаз, личностно - ориентированные технологии, технологии психотерапевтической направленности.
В учреждении апробируются и широко используются на практике вышеперечисленные методы и приёмы здоровьесбережения, а также артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массажи (БАТ, зондовый, арикулярный, плантарный), кинезиологические упражнения Сиротюк А. Л., дыхательные гимнастики Стрельниковой, Чарели, гимнастика для мозга Деннисона и другие. Хочется отметить эффективность использования массажа и кинезотерапии в педагогической практике. С их помощью удаётся мобилизовать все системы и органы ребёнка, т. к. на кончиках пальцев, на стопах, на ушной раковине находится множество рецепторов, которые связаны с органами всего организма в целом, а так же с корой головного мозга. Следовательно, педагогу предоставляется возможность воздействовать с коррекционной целью на нужные отделы коры головного мозга, отвечающие за те или иные психологические процессы, улучшить иннервацию тех или иных органов.
3.4. Социальная адаптация
Очень важно использование педагогических технологий социальной адаптации в работе с детьми группы риска в процессе их социализации. Дети с тем или иным физическим недостатком постоянно страдают либо от нехватки внимания, либо от слишком пристального внимания со стороны своих сверстников. Поэтому главная задача родителей и педагогов – научить ребенка приспосабливаться в детском коллективе, чтобы ребенок не стеснялся своей болезни, чувствовал себя свободным и раскованным, не замечая своих физических и психических недостатков. Через позитивное общение детей-инвалидов со здоровым окружением происходит приобретение социального опыта, а затем интеграция в общество.
Технологии педагогической деятельности по социальной адаптации детей группы риска включают четыре основных компонента: диагностику, профилактику, коррекцию и реабилитацию. Особая роль принадлежит технологии получения полной и достоверной информации об особенностях и проблемах социализации каждого такого ребенка.
Основными методами диагностики личности являются личностные опросники: анкеты или тесты.
Диагностика включает в себя:
- диагностику состояния, личностных особенностей учащегося;
- диагностику семьи;
- диагностику положения обучающегося в объединении;
- диагностику измерения познавательных потребностей.
Важность профилактики девиантного поведения детей и подростков заключается в том, что очень часто такое поведение может быть опасным не только для окружающих, но и для самих учащихся оно препятствует нормальному вхождению школьников в общество, негативно отражается на отношении подростков к себе самим и на взаимодействии с другими членами общества.
К методам профилактики девиантного поведения относят:
• психологические тренинги;
• воспитательные беседы, лекции;
• общеразвивающие программы.
Для профилактики девиантного поведения используются следующие способы:
• организация досуга подростков.
• проведение образовательных курсов и программ, способствующих просвещению молодежи и отвращению подростков от алкоголизма, курения и употребления других наркотических веществ;
• пропаганда здорового образа жизни, запрет рекламы алкоголя, табачных изделий.
Уровни профилактики девиантного поведения должны охватывать все слои населения и все структуры общества. Без систематической, комплексной профилактики добиться устойчивых положительных результатов невозможно.
Очень важны для профилактики нежелательного поведения доверительные отношения с родителями. Бывает так, что подростки демонстрируют девиантное поведение только в определенных ситуациях – только дома, только в школе или с друзьями. Родителям очень важно стремиться к дружелюбным отношениям со своим ребенком – подросток должен понимать, что даже если он совершил ошибку, родители не откажутся от него, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь своей семьи. Только так можно быть уверенным, что в случае возникновения проблем подросток в первую очередь обратиться за помощью к родителям.
Коррекция и реабилитация.
Коррекция - (от лат. correctio - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей. Коррекция включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:
- коррекция через игру;
- через творческое самовыражение;
- через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт);
- через участие в тренинговой группе;
- коррекция с помощью поведенческих методов.
В начале учебного года педагог-психолог составляет календарный план коррекционной работы с детьми «группы риска» и их родителями, а также план досуговых мероприятий.
Реабилитация социальная (от лат. rehabilitatio - восстановление) – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это своего рода итог всей коррекционно-¬педагогической деятельности.
Реабилитация проходит в несколько этапов:
- определение исходного реабилитационного потенциала в педагогическом и социально-трудовом аспектах;
- составление индивидуальной комплексной программы реабилитации;
- реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка; - выдача рекомендаций воспитаннику.
Ведущий метод реабилитации - создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.
4. Ожидаемые результаты и перспективы дальнейшего развития
В результате реализации программы создается комплексная система профилактики асоциального (девиантного) поведения, правонарушений детей и подростков, охраны их жизни и здоровья, толерантного отношения, психологического комфорта и безопасности личности воспитанника через включение в различные направления деятельности.
Перспективы развития включают в себя организацию дистанционного обучения детей-инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам, обновление методической базы, отработку инновационных методов инклюзивного образования, мероприятия по предпрофильной ориентации.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия лечебной физической культурой
Занятия с презентацией для детей с нарушением слуха, 8 класс «Спорт для глухих»
Внеурочное занятие в школе-интернате 1 и 2 вида с презентацией. Наши имена
Конспект занятия для обучающихся с нарушением слуха