Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

История дополнительного образования в России

История внешкольного (дополнительного) образования Пермского края
Описание работы: Данный материал посвящен 100-летию системы дополнительного образования, в том числе в Пермском крае.Этапы становления и их отличительные черты. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования.
В Российской Федерации исторически сложился уникальный социальный институт дополнительного образования детей, который существует уже 100 лет. Претерпевая изменения на различных этапах развития российского общества, социальный заказ определял тенденции особенности как внешкольный работы, так и дополнительного образования детей. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20 века.
Система дополнительного образования детей имеет свои исторические истоки и складывалась поэтапно. На первом этапе (1918–1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939–1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960–1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984–1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.
В начале 20-го века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой. [1,23] Не осталась в стороне и Пермская область, образованная в 1938 году путём выделения из состава Свердловской области. За 30-летний период до начала 20 века Пермское земство много сделало для развития народного образования. Под этим подразумевается не только школьное образование, но и совокупность всей просветительных средств: народные библиотеки, воскресные школы, вечерние классы, народные чтения.
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в нашем регионе в 20–30-е годы ХХ века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались журналы, где публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Существовало обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, детские театры и библиотеки, экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы и др.
В 1923 году в Пермском округе Уральской области РСФСР путём объединения нескольких волостей Оханского уезда Пермской губернии был создан Нытвенский район, и в этом же году, в г.Нытва, был открыт первый пионер-клуб. В 50-х годах пионер-клуб получил статус Дома пионеров и школьников. С мая 1952 года Дом пионеров располагается в здании бывшего радиоузла. Дом пионеров был центральной организацией, где проводились слеты пионеров, школы пионерского актива, работал районный пионерский штаб. В 80-е годы работал районный лагерь актива «Факел», городской пионерский штаб «Каравелла». «День пионерии» - 19 мая, был традиционным праздником. В 1994 году Дом пионеров получил статус «Дом детского творчества».
История Центра детского творчества в поселке Уральский Нытвенского района берет свое начало еще с 1966 года от клуба «Огонек». Он начал работать как «Уголок школьника». Каждый день сюда приходили школьники, готовили концерты, вечера отдыха, политинформации, устные журналы и выступали перед жителями п. Уральский. Шли годы, клуб «Огонек» уже не вмещал всех желающих и тогда, решением администрации, профкома и комитета ВЛКСМ Пермского фанерного комбината 20 марта 1986 года был открыт «Клуб юного техника» («КЮТ») на базе детского сада «Огонек». В приспособленном здании начали работать всего четыре кружка, с годами их количество увеличивалось, перечень становился все более разнообразным, у детей появилось больше возможностей выбрать дело по душе. В 1998 году «КЮТ» был переименован в МОУДОД «Центр детского творчества».
Из статьи «Разработка системы дополнительного образования в условиях малого исторического города» Л.Ю. Сметаниной, докладчика областной научно-практической конференции «Традиции и инновации дополнительного образования» (г. Кунгур, 1998г), можно узнать, что в 1924 году в Кунгуре открылся «Клуб юных пионеров», который позже стал называться «Дом пионеров»; с 25 мая 1997 года – Центр творческого развития и гуманитарного образования, а теперь это «Дом детского творчества «Дар».
А вот одному из старейших среди учреждений дополнительного образования Пермского края - Дворцу детского (юношеского) творчества г. Перми 1 января 2017 года исполнилось 79 лет. История Дворца берет свое начало в далеком 1938 году. В здании бывшего особняка купцов Любимовых (сейчас там располагается Театр юного зрителя) был открыт городской Дом пионеров и школьников. В то время для юных пермяков работали более 20 кружков: танцевальный, хоровой, драматический, авиамодельный, шахматный, фото- и изостудии.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ. В 1952 году Дом пионеров получил статус Дворца и начал работать в здании клуба «Муравейник». В 1980 году Дворцу пионеров и школьников было присвоено имя Н.К.Крупской. В 1986 году Дворец переехал в новое здание, построенное по проекту архитектора М.Б.Трошевой. В новом здании Дворца были открыты геологический музей, живой уголок, аквариумная выставка, музей истории Дворца. В 1991 году Дворец был переименован в Пермский городской Дворец творчества юных, а затем – в Муниципальное образовательное учреждение «Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми».
К 70-м годам внешкольные учреждения представляли собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми. В 1964 году 19 ноября появился Дом пионеров Дзержинского (теперь - Детско-юношеский центр «Рифей»). В 1973 году родились сразу два Центра: «Юность» г.Перми и «Ритм». «Центр детского творчества «Ритм» сначала назывался «Дом пионеров и школьников Свердловского района». В 1992 году учреждение получило статус учреждения дополнительного образования и было переименовано в муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом творчества детей и юношества» Свердловского района г. Перми.
К 80 годам в Пермской области сложилась широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей. В эти годы постоянно увеличивались ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводили активную работу со школами, семьей, общественностью. Появились новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика. [2,34] Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы.
В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но и, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года был начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. [3,14] В Перми в 1991 году на базе областного Дома культуры учащихся профтехобразования был создан Пермский краевой центр художественного образования «Росток», который сегодня является центром художественной образовательной деятельности для учащихся Перми и Пермского края, повышения профессиональной квалификации для педагогов художественных дисциплин дополнительного образования детей, центром организационной работы по реализации программ развития дополнительного художественного образования детей края и организации экспертных услуг художественного образования детей региона.
Современное дополнительное образование стало частью системы общего образования. В целом охват детей Пермского края дополнительным образованием составляет 73,4% от общего количества детей в возрасте 5-18 лет. Более 70% школ Пермского края в разных формах сотрудничают с учреждениями ДО, учреждениями культуры, спорта. В системе дополнительного образования детей Пермского края в отрасли «Образование» в настоящее время действует 155 учреждений, в том числе, 41 учреждение – на селе. Дополнительное образование (по видам) осуществляют:
• центры – 71;
• дворцы творчества – 3;
• станции – 11;
• дома творчества – 26;
• школы спортивные – 23;
• школы художественные – 21.

Творческую деятельность учащихся края организуют учреждения многопрофильной направленности, а также отдельные центры художественной, естественно-научной, технической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной направленностей.
Программы дополнительного образования детей в Пермском крае реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. В сфере воспитания основной упор делается на гражданско-патриотическое воспитание, работу с семьями, формирование законопослушного поведения детей и молодежи. [4]
Список источников
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования // Учебник пособия для студ. учреждений сред, проф. образования. – Просвещение. – 2004.г.- С 9–54.
2. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.- 62с.
3. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. – 2011. – №2.- С. 13–16.
4. Статья «Интервью с Д.Н. Жадаевым: из опыта Пермского края»

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Программа по созданию условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска | Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования в межаттестационный период
Опубликовано: 2236 дней назад (9 октября 2018)
Просмотров: 4597
Рубрика: История
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!