Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования в межаттестационный период

Из опыта работы. Аттестация педагогов дополнительного образования
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: В данном материале обобщен опыт работы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период в рамках реализации методического проекта «Модель методического сопровождения индивидуальной траектории развития педагогов дополнительного образования на разных этапах их профессионального роста». Статья может быть полезной для методистов и педагогов дополнительного образования.

Важным условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. В настоящее время существуют различные возможности для создания и реализации соответствующих условий повышения профессионального уровня педагогов через ведение проектной деятельности, очное и дистанционное обучение на курсах повышении квалификации, участие в конференциях и вебинарах, конкурсах профмастерства, возможность публикации своего педагогического опыта не только в методических сборниках, но и на образовательных сайтах и т.д. Современный педагог должен идти в ногу со временем, быть готов изменять свое педагогическое мышление, уметь разрабатывать пути дальнейшего непрерывного профессионального саморазвития, адекватного новой парадигме образования.
Как можно оценить уровень квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности педагогов? Через аттестацию - процесс, который создает условия для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценки его профессиональной деятельности.
4 года назад мы столкнулись с неприятной проблемой получения первой квалификационной категории 3х наших педагогов – отрицательным заключением экспертов. Основная претензия была в некорректности размещения материалов. Конечно, потом, на заседании районной аттестационной комиссии мы отстаивали своих педагогов, что они действительно достойны первой категории, но факт остается фактом. Стали анализировать, в чем наш пробел, упущение. Не хватало опыта, знаний требований оформления электронного портфолио. Я, как методист, начала с себя. В начале 2015 года прошла процедуру аттестации и мне была присвоена высшая квалификационная категория. Я думаю, это способствовало мотивации наших педагогов на получение высшей категории.
В 2016 году мне представилась возможность пройти курсы повышения квалификации 72 часа в ИРО Пермского края на тему «Повышение уровня профессиональных компетенций педработников в условиях новой модели аттестации». Это было очень своевременно, актуально и познавательно. На курсах была дана вся нормативная база по аттестации педагогических работников федерального и регионального уровня. Я получила ответы на многие вопросы и сделала определенные выводы.
На основе этих курсов мной был создан методический проект на тему «Модель методического сопровождения индивидуальной траектории развития педагогов дополнительного образования на разных этапах их профессионального роста». О ходе его реализации я хотела бы вам сейчас рассказать.
На сегодняшний день в нашем учреждении 56 % педработников имеют квалификационные категории. 3 человека аттестованы на соответствие занимаемой должности и 1 – без категории, поскольку еще не отработал 2 года в нашем учреждении. Наши педагоги отличаются по возрасту (30% педколлектива – это пенсионеры), уровню профессиональной подготовки, образования (55 % - с высшим образованием), стажа, опыта работы, личностным и деловым качествам. Эти критерии определяют различные формы работы, как с начинающими, так и с педагогами, имеющими большой стаж педагогической работы. На всех этапах профессионального роста педагогов отношение к аттестации на присвоение категории отличается, и каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.
Существует 4 стадии этапов профессионального роста педагогов:
1. «Выживание» (1-ый год работы в ОУ) - отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как о педагоге, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Кроме того, в это время происходит знакомство с коллективом, обучающимися, традициями Учреждения.
2. «Адаптация» (2-5-ый годы работы в ОУ) - характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности. На адаптационном этапе начинающим педагогам намного сложнее сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности, чем опытным педагогам, не раз проходившим аттестацию на присвоение категории. Поэтому методическая служба Центра оказывает усиленную помощь в подготовке аттестационных материалов, проводит индивидуальные консультации по тем разделам деятельности, в которых нуждается педагог. На уровне адаптации у педагога формируются базовые профессиональные компетенции, необходимые ему для дальнейшего роста.
3. «Зрелость» (6-9-ый годы работы в ОУ, у педагогов появляется стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования); возрастает творческая потребность и активность. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии мы организуем исследовательскую работу педагога по интересующим его проблемам. На уровнях развития и саморазвития происходит совершенствование компетентностей и формирование профессионально-педагогической культуры. Межаттестационный период такой педагог использует не для формального «накопления» необходимых часов курсовой подготовки и сбора документов для портфолио, а для реального повышения квалификации. На этом этапе методическая служба подключает педагогов к тьютерской, наставнической деятельности, новаторской, т.к. у них уже есть положительный опыт работы. Самореализованный педагог – это мастер, готовый и способный делиться педагогическим опытом. Такой педагог назначается руководителем секции методического объединения какой-либо направленности.
4. «Спад» (более 10 лет и более в зависимости от индивидуальности педагога) - может обнаруживаться неудовлетворенность существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Это не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве оплатой труда, руководителями, условиями труда. У педагога отсутствует желание проходить аттестацию на присвоение категории, т.к. это предполагает трудности в сборе и размещении аттестационных материалов в электронном портфолио. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию. На этом этапе методическая служба Центра создает условия для мотивации педагога на его профессиональный рост и прохождение аттестации на присвоение категории. При этом используются методы поощрения, убеждения, положительного примера.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", прохождение аттестации на присвоение категории – дело исключительно добровольное, в отличие от аттестации на соответствие занимаемой должности.
На подготовительном этапе реализации проекта среди педагогов было проведено исследование-опрос: тест по методике доктора психологических наук, профессора педагогики, психологии и философии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Юрия Михайловича Орлова. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности, т.е. степени заряженности на успех. Это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку. Анализ результатов теста показал, что большинство педагогов, находящихся на этапах «Адаптация» и «Спад», имеют ниже среднего и средний уровни потребности в профессиональных достижениях. Кроме того, был проведен тест на выявление уровня самооценки педагога. В нашем коллективе есть педагоги и с завышенной, и с заниженной самооценкой, но большинство – со здоровой самооценкой. Поэтому для повышения профессионального статуса, как самого педагога, так и нашего Учреждения, я стараюсь не допустить творческого застоя и смотивировать педагога на получение первой или высшей категории.
Срок реализации проекта 4 года. Цель: создание условий для успешного прохождения аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию и повышения уровня категорийных педагогических работников МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский до 80%.
Задачи:
1. Провести диагностическо-аналитическую работу по выявлению индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагогов ДО;
2. Познакомить с нормативно-правовой базой проведения аттестации, ее практической составляющей;
3. Обеспечить педагогам консультативную помощь, в том числе в составлении индивидуальной образовательной траектории;
4. Организовать обучение педагогов ДО, профессиональную переподготовку и/или прохождение курсов повышение квалификации;
5. Осуществить информационно-методическое сопровождение ИТПР педагогов;
6. Научить умению систематизировать и обобщать педагогический опыт;
7. Проанализировать полученные результаты и провести коррекционную работу.
Статья 48 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» п. 1,5,7 гласит о том, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».
Умение учиться должно стать ведущим мотивом профессионального стандарта педагога. Мы использовали конструктивный способ: создание собственного образовательного пути в профессиональном саморазвитии педагогов – план-программа «Индивидуальная образовательная программа педагога». Она представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Этот документ разрабатывается в межаттестационный период педагогом самостоятельно с учетом рекомендаций и под контролем методической службы. Он помогает учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные (познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействие с окружающим миром, особенности), проследить траекторию профессионального роста педагога на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс.
Все педагоги в июне составляют свои индивидуальные образовательные программы, на основе которых я строю дальнейшую работу. Ежегодно мной составляется календарный план работы по проекту, в котором отражены дата, педагог, на которого направлена работа и ответственный, кто эту работу выполняет, форма работы, содержание и результат
Анализ педагогом своей деятельности с таких позиций позволяет ему выяснить, в чем он силен и в чем слаб, что «западает» в его деятельности, чего еще не хватает, чтобы выполнять работу более эффективно. Противоречие между образцом и оценкой собственной деятельности служит основой самообразования, задает цели и направление саморазвития и самосовершенствования.
В этом учебном году запланированы тесты на темы: «Самооценка профессиональных качеств педагога», «Стили педагогического общения», «Тест на определение конфликтности», «Способность педагога к эмпатии», «Определение удовлетворенности личности своим трудом». Их будет проводить педагог-психолог ЦДТ, результаты будут анализироваться. На основании выводов будет строиться дальнейшая работа с педагогами.
Методической службой нашего учреждения организуется консультативная помощь во всех вопросах, касающихся профессиональных затруднений педагогов. Разработаны памятки на темы: «Самоанализ профессиональной деятельности педагога дополнительного образования», «Аналитический отчёт как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период», «Как написать статью. Алгоритм действий», «Правила публичных выступлений» и др.
Профессиональное развитие педагога подразумевает процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов. Поэтому в конце каждого учебного года проводится педагогический мониторинг:
• «Анализ деятельности педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский за 201_- 201_ учебный год»;
• «Сравнительный анализ достижений обучающихся за три года»;
• Сравнительный анализ методического сопровождения индивидуальной траектории развития педагогов дополнительного образования на разных этапах их профессионального роста» в МБОУ ДО «ЦДТ».
Мониторинг педагогической деятельности позволяет отслеживать как самому педагогу, так и методической службе, динамику положительных или отрицательных результатов по всем направлениям и видам деятельности, наметить перспективы развития профессионального роста.
На каждого педагогического работника в методическом отделе заведена электронная папка, в которой систематически собираются копии подтверждающих документов: дипломы, грамоты, сертификаты участия педагогов и их воспитанников в различных конкурсах, выставках, семинарах, конференциях и т.п.; свидетельства и удостоверения прохождения КПК; отзывы и отчеты о проводимых мероприятиях; сообщения и доклады; план-конспекты открытых занятий и их системный анализ.
Методическое сопровождение индивидуальной образовательной программы педагогов дополнительного образования на разных стадиях этапов их профессионального роста поможет педагогам в заполнении всех разделов электронного портфолио – как существующей форме аттестации педагогических работников.
Промежуточный анализ реализации проекта показывает, что на сегодняшний день в Центре 3 педагогических работника с высшей квалификационной категорией (это 30% коллектива). Для примера, в 2014 году не было ни одного. Один из педагогов имеет высшую категорию по основной должности – педагог-организатор и по внутреннему совмещению как педагог дополнительного образования. Еще два педагога имеют мотивацию к прохождению аттестации на высшую категорию в 2019 году. В декабре 2017г состоялось заседание методического объединения, на котором транслировался опыт педагогов с высшей категорией по прохождению аттестации, обсуждались все нюансы, трудности заполнения портфолио. Давались практические советы. Таким образом, оказывается реальная методическая помощь педагогам, находящимся в межаттестационном периоде.

Рекомендуем посмотреть:

Экспертное заключение аттестации педагогических работников Положение о смотре - конкурсе "Электронное портфолио педагога" Программа работы с молодыми педагогами в системе дополнительного образования О значении повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
История дополнительного образования в России | Конспект занятия - игры "Головоломки" для учащихся начальной школы
Опубликовано: 2019 дней назад (16 октября 2018)
Просмотров: 4059
+3
Голосов: 3
Ольга Александровна Войтович # 18 октября 2018 в 09:16 0
Интересная статья для меня в связи с предстоящей аттестацией,многое подчеркнула для себя. Спасибо!