Конспект занятия - игры "Головоломки" для учащихся начальной школы
Учебное занятие в дополнительном образовании для младших школьников «Головоломки»
Автор: Бусовикова Оксана Викторовна, методист МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края Описание работы: представлен конспект занятия для обучающихся творческих объединений интеллектуально-познавательных игр учреждений дополнительного образования. Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования, работающих в социально-педагогическом направлении. Тип занятия: занятие-игра Тема: Головоломки Цель: обобщение знаний о головоломках: ребусах, кроссвордах, анаграммах и метаграммах. Задачи: Образовательные:
- закрепить умения разгадывать головоломки разных видов;
- формировать нестандартное мышление, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся: память, внимание, наблюдательность, воображение, быстроту реакции. Воспитательные:
- воспитывать нравственные межличностные отношения, вызывать желание быть воспитанными, эрудированными людьми. Демонстрационный материал: игрушка Сова, карточки с заданиями (головоломками).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Мотивация. Правила безопасности. 2.Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
На доске: Эрудиция – глубокие познания в какой-нибудь области науки.
Эрудит – человек, обладающий большой эрудицией. («Толковый словарь русского языка». С.И.Ожегов)
- Кто из вас хотел бы быть эрудитом? Быть эрудированным, умным человеком почётно. Таких людей уважают, ценят. Эрудированный ученик уверен в себе, воспитан, хорошо учится, участвует в олимпиадах, получает хорошие и отличные отметки. Его жизнь интересна, разнообразна, он достигает высоких результатов в учёбе. Вы стремитесь быть эрудированными, поэтому посещаете объединение «Эрудит» и сегодня мы повторим все, чему вы научились в течение этого учебного года.
- Сегодня у нас на занятии присутствует тетушка Сова. Как вы думаете, почему именно она?
Сова обладает большой проницательностью — отлично видит и слышит в темноте. Кроме того, она мало суетится, проявляет терпение и благодаря этому охота у СОВЫ, скорее интеллектуальное занятие, обдуманный подход, чем грубое завоевание своей цели.
Многие, если не почти любой и каждый, знают, что сову принято считать символом мудрости. Наверняка вы смотрели по телевизору интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». За правильные ответы на вопросы телезрителей в передаче лучший участник получает главный приз - Хрустальную сову, как символ мудрости.
Сова принесла к нам на занятие Криптограмму. А вы помните, что обозначает это слово? (криптограмма - тайное зашифрованное письмо)
Сейчас мы попробуем ее разгадать, но прежде проведем разминку - гимнастику для ума. 3. Разминка.
- Что легче – килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
- Каких камней не найдется в море? (сухих)
- Когда мальчика называют женских именем? (когда он долго спит – соня)
- Когда человеку минет 8 лет, что будет дальше? (пойдет девятый)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
- Чем больше из меня берут, тем больше и шире я становлюсь. Что это? (яма)
- Живая мышеловка. Кто это? (кошка)
- Какой колокольчик не звенит? (цветок)
- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас? (двое)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
- На сливе росло 10 слив, а на иве на 2 меньше. Сколько слив росло на иве? (ни одной, на иве не растут сливы)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
- Сколько жирафов плавает в Черном море? (жирафы не плавают)
- Сколько орехов находится в пустом стакане? (ни одного)
- Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (петухи яйца не несут)
- Перечислите пять дней недели, не называя их по именам (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Подберите слова, противоположные по значению:
Холодно-
Карлик-
Начало –
Зло –
Вопрос –
Прямая –
Разрешение –
Шагом –
Слепота –
Тренировка зрительного внимания и памяти: «Домик чисел», «Перечисли животных», «Перечисли овощи и фрукты».
Здравствуйте,Оксана Викторовна! С удовольствием ознакомилась с вашим материалом! Изложенный материал интересен, познавателен! Творческих успехов! Голос
Ольга Викторовна!
Ваше Учебное занятие в дополнительном образовании для младших школьников «Головоломки» очень интересно по форме проведения, методически грамотно изложено и представлены разнообразные задания для детей:мозговой штурм, назови противоположности, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворд, графический диктант.
Все это разнообразие дидактического материала позволило решить запланированные задачи и реализовать цель- обобщение знаний о головоломках: ребусах, кроссвордах, анаграммах и метаграммах.
Представленный материал интересен по содержанию и уверена, что найдет отклик у коллег.
Творческих успехов!