Логические игры - головоломки со словами для детей начальной школы

Логические игры-головоломки для младших школьников «Слова в клетках»

Принцип серии этих игр заключается во вписывании слов в клетки с предварительными определенными заданиями. Ознакомьтесь с некоторыми вариантами и постарайтесь их усовершенствовать. Главное — «поймать идею», а все остальное — ваше творчество!

1. Словесные «Крестики-нолики». Ребятам известна популярная детская игра «Крестики-нолики»: необходимо по очереди в клетки 3x3 вписать «х» или «о» и тем самым быстрее зачеркнуть три крестика или три нолика по вертикали, горизонтали или по диагонали. Мы немного усложним задание. Чертим клетки 4x4 на классной доске или на листе бумаги. Затем две команды игроков (от 2 до 10 человек в каждой) разыгрывают право первого хода.

Задание: первая команда в любом порядке — слева направо, по диагонали или сверху вниз, начиная с любой клетки по вертикали или по горизонтали, вписывает первое слово. Другая команда в любом направлении вписывает свое слово с использованием уже имеющихся букв и так далее. Второй команде будет сложнее, а вот третий и последующие ходы уже потребуют от команды немного логического мышления и сообразительности. Проигрывает та команда, которая в конце концов не сможет воспользоваться своим правом вписать новое слово с использованием уже имеющихся букв.

Вариант игрового поля:

    

    

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант ответов:

М

У

X

А

О

Д

О

М

Р

А

Р

Б

Е

Р

Ь

А

2. Буквенные «Крестики-нолики». Один из вариантов предыдущей игры. Игровое поле — то же, но задание немного изменено. Вновь между командами

разыгрывается право первого хода, и одна из них в любом месте игрового поля ставит первую букву, например, «У». Вторая команда к этой букве справа или снизу приписывает букву «М». Получилось слово «ум», и команда заработала первые 2 очка — по числу букв в полученном слове. Следующая команда в данном случае может приписать букву «А», но такого слова не существует, значит, и баллы она не получит. Очередная команда подставила букву «К» и получила новое слово «умак» (простонародное слово, произвольное от слова «умный»), заработав 4 очка за четыре буквы в слове. Игра продолжается.

Можно заранее договориться, что каждую новую букву игроки пристраивает в свой квадрат по своему разумению, слова при этом может вообще не получиться, но можно рискнуть... Слова должны читаться только по вертикали и горизонтали и все в одном направлении, скажем, справа налево и сверху вниз; приставлять буквы можно только справа и снизу или слева и сверху тоже. Побеждает та команда, которая больше набрала очков и, наоборот, проигрывает та, которая не сможет уже воспользоваться своим правом хода.

Попробуйте, что у вас получится?

3. Сквозная буква. Игровое поле из шести клеток по вертикали и до 20 — по горизонтали (6x15...20).

Выбирается любая буква, которая и станет в нашей игре «сквозной» — встречающейся во всех придуманных впоследствии словах. Предположим, что вы выбрали букву «К». Каждая команда по очереди (по одному слову) выписывает новые слова (не менее трех и не более шести букв в каждом слове), содержащие указанную букву, столбиком, одно под другим. При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, в любом слове выбранная буква должна стоять на определенном месте, например на пятом. (Если ребята еще маленькие, то это условие можно проигнорировать.)

В приведенном примере может получиться следующее:

Г

А

Д

Ю

К

А

Г

А

Л

Ь

К

А

Д

Р

А

Н

К

А

Д

Р

Е

В

К

О

Д

Я

Д

Ь

К

А

П

Л

А

Ш

К

А

С

И

Н

Ь

К

А

С

К

Л

О

К

А

С

К

О

Б

К

А

С

О

Б

А

К

А

3

А

С

Е

К

А

3

А

Я

В

К

А

Ф

Е

Н

И

К

С

К

И

Л

Ь

К

А

К

А

Л

Ь

К

А

Кто напишет больше слов — тот и будет победителем.

4. Словесный гребешок. Игровое поле — любое количество клеток по вертикали и побольше клеток по горизонтали (от 8 по вертикали и до 25 по горизонтали).

Ведущий предлагает обеим командам «главные» буквы, например, три буквы «к», «л», «т». Задание следующее: каждая команда по очереди вписывает в клетки по вертикали слова, где данные буквы обязательно должны присутствовать. Каждое последующее слово подписывается ниже. В каждом слове учитывается количество «главных» букв, и за каждую букву в слове начисляется один балл. Выигрывает команда, придумавшая и вписавшая больше слов с «главными» буквами, при этом набрав большее количество баллов.

Примеры слов: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее.

5. Загадочное слово. Игровое поле состоит из нескольких строк по вертикали и большого количества клеток по горизонтали. Возможен вариант, когда слово будет просто написано сверху вниз вообще без клеток.

Предварительно сообща выбирается произвольное исходное слово. Играющие должны как можно быстрее написать по пять слов, начинающихся с букв исходного слова. Например, выбрали слово «роза». Пятерки слов могут быть такие:

Радио, рекорд, рак, ракета, рама

Орех, осень, окно, отметка, отец

Зима, звено, змея, зрение, замок

Аптека, аллея, армия, астроном, арка

Побеждает тот, кто справился быстрее.

6. Первая и последняя буквы. Игровое поле должно состоять из стольких клеток по вертикали, сколько букв будет в загаданном слове. А по горизонтали — до десяти клеток. Игровые поля расчерчены у обеих команд одинаково. Затем выбирается исходное — «главное» слово, например, «марка». Данное слово каждая команда записывает в своем поле по вертикали дважды, сверху вниз вначале (в первой колонке по вертикали) и снизу вверх (в последней колонке по вертикали).

Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать в каждой строчке по горизонтали слова произвольной длины, начинающиеся и заканчивающиеся буквами исходного слова.

В нашем примере со словом «марка» может получиться следующее:

М

а

л

и

н

 

А

А

к

в

е

д

у

К

Р

о

т

о

 

 

Р

К

о

з

 

 

 

А

А

г

р

о

н

о

М

Естественно, в игре побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Как вариант игры можно подобрать слово из шести букв.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с карточками для школьников

Словесная игра «Морской бой» для младших школьников

Словесные игры - загадки для детей с ответами

Познавательная ролевая игра для младших школьников 3-4 класса

Игры со словами

Елена Михайловна Коршунова # 26 июня 2018 в 18:05 +1
Здравствуйте, коллега!Удачно подобран игровой материал для развития памяти и логики. Спасибо за помощь!
Лариса Рафаэлевна Капля # 24 июля 2018 в 13:30 +1
Игровой материал направлен на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и помогает ребятам раскрыть свои способности.Спасибо.
Оксана Леонидовна Чепелева # 15 августа 2018 в 07:07 0
Отличная подборка игр, мне самой они интересны, некоторые можно даже использовать для детей детского сада. Спасибо огромное, возьму себе на заметку!
Наталья Александровна Сергеева # 25 сентября 2018 в 19:22 0
Интересный языковой материал! Использую игры на занятиях кружка по русскому языку. Спасибо!
Елена Викторовна Лободенко # 8 января 2019 в 16:28 0
Замечательный материал для использования на уроках и во внеурочной деятельности. Спасибо за подборку.