Познавательная ролевая игра для младших школьников 3-4 класса

Методика проведения познавательной ролевой игры «Интеллектуальный хоккей»

Игра способствует развитию интеллекта, мышления, сплачивает коллектив, разнообразит формы учебных занятий и внеклассных мероприятий (классные часы). «Интеллектуальный хоккей» — это форма «мозговой атаки», она приемлема для любой аудитории, но в начальной школе уместна лишь в 3-4-х классах.

Вначале классный коллектив выбирает интересующую всех тему занятий, например, итоговое или обобщающее занятие по изученной теме русского языка или литературы, а также по определенной тематике: спорт, искусство, история, фольклор и т. д. Оговаривается круг возможных проблем, дается время на подготовку — один-два дня. Формируются микрогруппы - «команды». В каждой из них по двенадцать человек: два «вратаря», четыре «защитника» и шесть «нападающих». Возможен вариант совместной встречи двух или нескольких команд — учащихся параллельных классов.

На этой же стадии готовится необходимая атрибутика. Желательно «хоккеистам» сделать символические номера, ведущий — он же «главный судья», руководитель команды — «тренер»; возможны помощники «главного судьи», которые будут следить за игрой, вести подсчет баллов, засекать время ответа. Уместен и «спортивный комментатор», который будет «освещать» ход игры, т. е. создавать необходимую атмосферу спортивных соревнований, с долей юмора следить за хорошим настроением играющих, по необходимости — разряжать вдруг возникшие конфликтные ситуации.

В этот же период всеми игроками готовятся экспресс-вопросы на заданную тему. Такие же вопросы готовит и «главный судья» — ведущий игры. Вопросы в игре должны быть краткими, точными, требующими конкретного ответа по примеру популярной игры «Что? Где? Когда». Вопросы могут быть и дискуссионными, обширными. Каждая команда готовит минимум по одному вопросу от каждого игрока, «главный судья» — не менее четырех.

Краткое описание игры. В аудитории имитируется «хоккейное поле». Друг против друга рассаживаются первые пятерки игроков от каждой команды: на первом плане — «тройка нападающих», за ними — два «защитника» и поодаль — «вратарь». В стороне от них располагаются «скамейки запасных», где сидят остальные члены команды и «болельщики», в случае, если играют три команды. Здесь же сидят «тренеры», «помощники главного судьи», «спортивный комментатор».

Начинается игра. «Судья» задает обеим командам один вопрос, на него отвечают только учащиеся из «тройки нападающих». Кто быстрее ответит, тот и начнет игру. После «вбрасывания» команда начинает играть: первыми задают вопросы «нападающие» своим соперникам. Условие таково: совместно обсуждать вопрос, принимать коллективное или индивидуальное решение имеют право только «нападающие», между собой — «защитники», а «вратарь» принимает решение единолично. Подсказки исключены. Поэтому желательно, чтобы «вратарь» был наиболее подготовленный (в данной области знаний) игрок. «Рефери» следят за соблюдением правил игры. На заданный вопрос «нападающими» отвечают только «нападающие» команды соперников. Время на обдумывание строго регламентировано (30 секунд). Если «нападающие» не ответили, то «в бой» вступают «защитники», если и здесь неудача, то играет «вратарь». В случае отсутствия ответа и «вратаря» команда, задавшая вопрос, получает первое очко — «шайба забита». В случае ответа право «вбрасывать» — задавать вопрос — предоставляется другой команде. Порядок «вбрасывания» — вначале задают вопросы «нападающие», затем «защитники» и «вратарь» «вратарю».

Если команда не справляется с игрой, то «тренер» «вводит вторую «пятерку». Замена «пятерки» производится в обязательном порядке, чтобы в игре приняли участие все представители команды (классного коллектива). Возможно «штрафное удаление» игрока за нарушение правил игры на три минуты. Команда будет играть в меньшинстве.

Побеждает та команда, которая больше «забьет шайб». Время проведения игры не должно превышать двух часов.

Рекомендуем посмотреть:

Словесная игра «Морской бой» для младших школьников

Логические игры - головоломки со словами для детей начальной школы

Сюжетно-ролевая игра для младших школьников 3 класса

Развивающие игры со словами для 1-2 класса

Любовь Николаевна Ефимова # 7 сентября 2018 в 19:07 0
Здравствуйте, уважаемые сотрудники сайта. Хочу поблагодарить Вас за публикацию ролевой игры. Мне очень пригодилась Ваша разработка для проведения классного часа. Это создаёт условия для формирования у детей навыка анализа своих поступков, учит делать правильные выводы, развивает коммуникативные способности. З С Вашего разрешения беру материал в закладки.