Замысел. Творческое дело рассчитано на учащихся 3-го класса. Участникам предлагается представить себя взрослыми людьми, выслушать и обсудить проблемы детей.
Игра развивается следующим образом: заранее подготовленные «актеры» поднимают в своих историях волнующие их проблемы, приглашая к разговору аудиторию. Между «зрителями» и «актерами» завязывается непринужденная беседа, где каждый может задать вопрос, дать совет, высказать свое мнение. Ведущий, завершая обсуждение каждой проблемы, предлагает из списка пословиц, помещенных на доске, выбрать подходящую к данной ситуации.
В качестве детских историй использованы сюжеты из произведений Н. Чабаевского, В. Осеевой, Ю. Ермолаева, В. Росина.
Ведущий. Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток-шоу — это передача, в которой люди обсуждают различные проблемы.
Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьезные люди, которые имеют большой жизненный опыт, владеют правилами этикета, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача: высказать свою точку зрения по данному поводу, при этом сделать это деликатно, осторожно, не навязывая никому своего мнения. От вашей активности будет зависеть успех игры.
Итак, встречаем первую гостью. Знакомьтесь: Софья.
Соня. Здравствуйте. Я хочу рассказать свою историю. У меня есть подружка Вера. Мы с ней очень похожи: обе маленького роста, со светлыми волосами. Наши мамы даже одевают нас в одинаковые платья. Учимся мы хорошо, получаем почти одни пятерки. В общем, во всем одинаковые.
Однажды я пришла домой и похвасталась маме, что мы с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку! Я думала, что мама обрадуется, но она грустно сказала:
— Ты стала хуже!
Я очень удивилась. Почему? Ведь тройку получила Вера, а не я! Мама сказала:
— Вера получила тройку, а ты обрадовалась, это значительно хуже.
Почему мама так сказала?
Ведущий. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики зрителей.
— По-моему, мама совершенно права.
— Вы действительно с Верой подруги?
— Давно вы дружите?
— Соня, а ты слышала когда-нибудь, чтобы Вера над тобой смеялась?
— Я думаю, Соне нужно извиниться перед Верой за то, что она посмеялась над подругой.
— Если ты настоящая подруга, то должна позаниматься с Верой и помочь ей исправить тройку.
— Если так относиться к друзьям, можно их потерять.
Соня. Спасибо. Теперь я вижу, что была не права. Я обязательно извинюсь перед Верой и предложу ей позаниматься с ней, чтобы исправить тройку.
Ведущий. Поблагодарим Соню за рассказанную историю. (Аплодисменты. Ведущий обращает внимание присутствующих на перечень пословиц, помещенный на доске.) Подумайте, какая из перечисленных пословиц подходит к данному сюжету. (Друг познается в беде.)
К нам присоединяется следующий собеседник — Анатолий. Встречаем!
Толя. Добрый день. Я решил принять участие в ток-шоу, потому что мне необходимо с кем-то поделиться тем, что со мной случилось.
Мы с моим другом Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром. Было видно, что она устала: пройдет пару шагов — стоит, отдыхает.
Витя побежал помочь старушке. Я пытался остановить его: всем на свете не поможешь. Но Витя не стал меня слушать и помог бабушке отнести ведро.
Недавно я один шел по лесу и мне захотелось пить. Я решил зайти в первую попавшуюся избу и попросить воды. Только открыл дверь — увидел ту самую старушку. Хоть мне было неловко, я все же с трудом попросил попить.
— Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала мне воды.
Мне было ужасно стыдно, я-скорее попил, сказал «спасибо» и выскочил на улицу. Вода показалась мне горькой.
Ведущий. Итак, слово зрителям.
Реплики зрителей.
— Почему вода показалась тебе горькой?
— Это хороший урок на всю жизнь.
— Я восхищаюсь Витей, он молодец. Конечно, всем не поможешь, но нельзя проходить мимо тех, кому ты можешь помочь.
— Толя, тебе нужно поучиться у Вити, он настоящий благородный человек.
— Замечательно, что у тебя такой друг.
— Если Толя так переживает, то я уверена, что в следующий раз он поступит правильно.
— Это очень хорошо, что Толя поделился с нами своими переживаниями. Он совершил ошибку и мучается от этого, значит, у него есть совесть.
Толя. Спасибо вам за то, что выслушали меня. Мне сразу стало легче на душе.
Ведущий. Мы тоже благодарны тебе, Толя, за искренность. Спасибо.
Какая пословица подойдет к Толиной истории? (Худо тому, кто добра не делает никому.)
Послушайте замечательное стихотворение С. Погореловского о том, что каждый из нас может стать добрым волшебником, если захочет, потому что это совсем несложно.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого —
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе — цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадай его мысли.
Он хочет напиться...
Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать,
А надо с уборкой возиться опять».
Тут ты совершаешь веселое чудо:
Ковер засверкал, просияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!»
Давайте немного отдохнем и поиграем в «Шумовой оркестр». По моему сигналу вы начинаете стучать одним пальцем правой руки по ладони левой, что будет означать первые капли дождя. После следующего моего сигнала вы стучите двумя пальцами по ладони, что значит «дождь усиливается», затем — по сигналу — стучите тремя пальцами, это «ливень». Следующий сигнал означает прекращение дождя, значит, вы останавливаетесь. (Игра повторяется несколько раз.)
Ведущий. Встречаем следующую гостью — Татьяну.
Таня. Здравствуйте. Недавно в наш класс пришел новый ученик. Его посадили со мной за одну парту. Чтобы помочь ему освоиться, я на уроке стала ему тихонечко рассказывать о себе:
— Я хорошо пою, занимаюсь в музыкальной школе. А через веревочку я лучше всех девочек нашего класса прыгаю! Еще я умею быстро бегать, собираю наклейки и календарики.
Я рассказывала, рассказывала, а Юра все молчал. Тогда я спросила:
— А что ты умеешь делать?
Юра сказал:
— Молчать и слушать учительницу!
Я обиделась. Неужели он подумал, что я не умею учительницу слушать? Конечно, умею! Просто я хотела сделать как лучше, а он меня не понял. Теперь я с ним вообще не разговариваю. Я права?
Ведущий. Сложная ситуация! Приступаем к обсуждению.
Реплики зрителей.
— Всем известно, что на уроке разговаривать нельзя.
— Это хорошо, что Таня решила помочь новичку освоиться, но надо было это делать на перемене, а не во время урока.
— Мальчик тоже поступил плохо, не по-рыцарски: ответил Тане грубо, хотя она для него старалась.
— По-моему, Таня не права, потому что она мешала Юре слушать учительницу.
— Я хочу посоветовать Юре, чтобы он извинился перед Таней, и тогда они снова станут разговаривать.
— Таня уже давно учится в этом классе, и если она действительно хочет помочь Юре освоиться, то должна его простить и начать с ним разговаривать. Может, он не такой уж грубый, как показалось в первый раз...
Таня. Спасибо. Я думаю, что мне стоит помириться с Юрой. Пусть мы оба были не правы, но я все же сделаю первый шаг к примирению.
Ведущий. Мы благодарим Таню за участие в разговоре. (Аплодисменты.)
Какая пословица подходит к данному сюжету? (Делу — время, потехе — час.)
Встречаем последнего гостя — Сергея.
Сергей. Здравствуйте. У меня такая история... На днях я получил пятерку по диктанту и, сгорая от нетерпения, бежал домой, чтобы поделиться радостной новостью с родителями. Надо сказать, что учусь я не очень, поэтому надеялся всех обрадовать отличной оценкой.
Когда я сообщил папе о пятерке, он удивился и спросил:
— Как же ты смог написать без ошибок?
— Я теперь сижу с Ниной, она круглая отличница!
Папа как-то грустно посмотрел на меня и сказал: — Ты принес домой чужую пятерку...
Мама тоже не обрадовалась моей пятерке, она сказала, что я ее не заработал.
Не знаю, как мне теперь быть... Ведущий. Попробуем разобраться и дать Сереже дельный совет.
— Конечно, Сережа, ты поступил нечестно.
— Это то же самое, что украсть.
— Думаю, что Сережа должен все рассказать учительнице. Она придумает, как исправить положение, чтобы все могли его снова уважать.
— Сергей, что ты чувствуешь после такого поступка?
— Ты бы согласился, если бы тебе учительница предложила вместо нечестной пятерки поставить честную двойку?
— Сережа, мой тебе совет: расскажи обо всем учительнице и попроси, чтобы она продиктовала тебе другой диктант. Тогда ты получишь заслуженную оценку.
— Может, Сереже лучше сидеть за партой одному?
Ведущий. Надеюсь, Сережа благодаря вам примет правильное решение.
Сергей. Спасибо всем. Я уже решил, как поступить.
Ведущий. Какая пословица подходит к Сережиной истории? (Легко чужими руками жар загребать.) Всем спасибо за активность. А теперь продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»
Реплики зрителей.
Словесные головоломки, 3 класс
Познавательная ролевая игра для младших школьников 3-4 класса
Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)
Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность
Ольга Ивановна Басалаева # 15 сентября 2017 в 22:07 0 |
Татьяна Анатольевна Ситникова # 28 сентября 2017 в 18:52 0 |