Игровой час для начальной школы, 2-3 класс
Игра для детей 8-10 лет «Отправляемся в путешествие»
Цель: повторить основные правила поведения в лесу; развивать внимание, память, мышление, воображение, формировать умение составлять рифмованные строчки.
Оборудование: у учителя — кассета с записью легкой инструментальной мелодии.
Учитель. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие. Отгадайте загадки на данную тему.
• В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд,)
• Сделан он из толстой кожи,
Вещи он собрать поможет
И захлопнет на замок,
Чтоб никто не уволок. (Чемодан)
• От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)
• На реке домок,
Из трубы дымок. (Пароход)
• Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине. (Рюкзак)
• Бежит при ветре споро
Без весел и мотора. (Парусник)
• Что за улица такая —
Эта улица лесная?
По обеим сторонам
Шум листвы и птичий гам. (Просека)
• Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
• Я лошадь твоя и карета.
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня. (Автомобиль)
• Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, —
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу —
И путь на север укажу. (Компас)
• В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут .(Палатка)
• На ручеек похожая,
Ведет к реке прохожего. (Тропинка)
По ходу учитель записывает отгадки на доску в строчку.
Разделите, пожалуйста, эти слова на группы.
Самостоятельная работа. Проверка.
Ответ:
1. Поезд, пароход, парусник, автомобиль — средства передвижения.
2. Чемодан, рюкзак, компас, палатка — вещи, которые обычно берут с собой путешественники.
3. Тропинка, шоссе, дорога, просека — пути, по которым движутся путешественники.
Мечта о путешествии всегда заманчива. Но сначала нужно как следует подготовиться к дороге. Послушайте, что делали герои рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».
«Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар, и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для разжигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.
Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек».
Внимание! А теперь запишите в тетрадь названия предметов, которые приготовили ребята для путешествия.
Самостоятельная работа. Проверка.
Какие предметы, на ваш взгляд, лишние и не понадобятся в кругосветном путешествии?
Ответы детей.
Мы же с вами отправимся не в кругосветное путешествие, а в ближайший лес и возьмем с собой следующие предметы.
Учитель читает слова парами. Дети внимательно слушают, связывая их между собой в предложения, например: «В рюкзак непременно положу котелок» или «Тушенку можно есть ложкой». Затем учитель называет первое слово из пары, а дети пишут в тетради второе.
Проверка.
РЮКЗАК — КОТЕЛОК
ТУШЕНКА —ЛОЖКА
КРУПА — КРУЖКА
ФОТОАППАРАТ — АПТЕЧКА
СПИЧКИ — ВОДА
БЕЙСБОЛКА —ОЧКИ
КОМПАС —ЧАСЫ
СОЛЬ —САХАР
БЛОКНОТ — КАРАНДАШ
Ну что ж, все необходимое мы приготовили — отправляемся в путешествие.
Учитель просит детей закрыть глаза и представить себе то, о чем говорится в тексте.
Звучит легкая инструментальная мелодия.
«Стоит теплый сентябрьский денек... Небо над головой такое синее, каким оно бывает только в начале осени... Деревья еще не успели перекрасить свои листья из зеленых в желтые и красные, лишь кое-где у березок позолочены пряди... Блестят в воздухе тонкие паутинки...
Бодрым шагом мы подходим к лесу... Он встречает нас тишиной и прохладой... Какая красота!.. Еще пестреют скромные лесные цветочки, кружатся бабочки, подают голоса птицы, дружной семейкой растут опята на старых пнях, деревья приветливо приглашают на полянку...»
Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Отклики детей.
Вам следует запомнить первое правило поведения в лесу. Расшифруйте его:
ЕН ЬТЕМУШ
Ответ. НЕ ШУМЕТЬ. Читаем каждое слово справа налево.
Давайте побродим по лесу и полюбуемся его красотой. Не забудьте первое правило: в лесу нельзя шуметь, чтобы не испугать его коренных жителей — зверей и птиц.
В траве и под опавшими листочками прячутся грибы. Чаще других встречаются подосиновики. Их нарядные шляпки весело выглядывают из-под травы. Трудно иногда отличить опавший листок от гриба. Смотрите! Нам встретился царь грибов — боровик, или белый гриб» Какой красавец: толстенький, крепенький, ножка белая, шляпка коричневая, а на шляпке крохотный листочек приклеился, словно перо на шляпе мушкетера.
Давайте нарисуем боровичок, кто как его представляет.
Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.
Учитель. Ребята, вы знаете, как нужно собирать грибы? (Срезать ножом, не вырывать с корнем.) Почему? Как поступать с незнакомыми и ядовитыми грибами, нам подсказывает второе правило. Расшифруйте его.
Ответ. Собирать только знакомые грибы, другие не трогать. Читаем по строчкам сверху вниз.
Вам известно главное правило грибника: «Не знакомый тебе гриб — не твой гриб»? Как его нужно понимать? (Ответы детей.) А что ядовитыми грибами лечатся животные, например, лоси, вы тоже слышали. Помните об этом и не сбивайте палками мухоморы и поганки.
Тихо! Полюбуйтесь: яркую шляпку подосиновика заметила белка, скачущая с дерева на дерево. Отойдем, не будем ей мешать заготавливать запасы на зиму.
Пора бы подкрепиться. Нужно разжечь костер и приготовить кашу с тушенкой. Что бросим в костер? Выберите один из трех вариантов ответа:
а) наломаем веток на деревьях;
б) соберем валежник;
в) срубим одно маленькое деревце.
Объясните свой выбор.
Пока ответственные кашевары набирают воду из родника и готовят кашу, посидим в тени деревьев и посочиняем стишата о том, что увидели в лесу. Я даю вам первую строчку, ваша задача — придумать вторую.
Примеры.
1. Эс-эс-эс... (Здравствуй, добрый друг наш лес!)
2. Шо-шо-шо... (В лесу очень хорошо.)
3. Ами-ами-ами... (Любовались мы грибами.)
4. Та-та-та... (Ах, какая красота!)
Кашевары зовут нас обедать. Ах, как каша хороша! Молодцы ребята! А из какой крупы она приготовлена? Узнали гречку по цвету? А знаете ли вы, какие крупы для каш из чего получают? Прочтите внимательно запись:
ПЕРЛОВАЯ, ЯЧНЕВАЯ — ИЗ ЯЧМЕНЯ
МАННАЯ, ПШЕНИЧНАЯ — ИЗ ПШЕНИЦЫ
КУКУРУЗНАЯ — ИЗ КУКУРУЗЫ
ГРЕЧНЕВАЯ — ИЗ ГРЕЧИХИ
ПШЕННАЯ — ИЗ ПРОСА
ОВСЯНЫЕ ХЛОПЬЯ — ИЗ ОВСА
Учащиеся запоминают информацию в течение одной минуты, затем учитель называет вразнобой крупу, а дети — из чего она получается.
Ну что ж, спасибо за обед. А теперь самое время вспомнить следующее важнейшее правило поведения в лесу. Расшифруйте его.
Ответ. ТЩАТЕЛЬНО ГАСИТЬ КОСТЕР. Читаем столбцами.
Костер необходимо залить водой, а для надежности засыпать землей. Что сделаем с образовавшимся мусором: банками, полиэтиленовыми пакетами? (Унесем из леса и выбросим в мусорный контейнер.)
Спасибо лесу за гостеприимство! Нам пора возвращаться. По дороге будем разгадывать криптограмму. В ней зашифрована известная, почти крылатая фраза.
КРИПТОГРАММА.
Ключевые слова
Повесть «Чук и Гек» написал... (Гайдар)
«Ничего не вижу, ничего не...» (Слышу)
В каждом хлебном колосе спрятались... (Зерна)
«Он мне нужен, как прошлогодний...» (Снег)
Ответ. ЛЕС — НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ. Почему так говорят? (Отклики детей.)
Подведем итог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»
Рекомендуем посмотреть:
Игры для начальных классов
Словесные головоломки, 3 класс
Игра - путешествие для детей начальных классов
Развивающая игра для детей 7-9 лет
Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность