Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
Ж.Ж. Руссо
Участники конкурса получают задание прочитать пословицу:
а Д п Е о Л т У е В х Р е Е ч М а Я с
Подсказка: сначала надо прочитать большие буквы, а затем маленькие.
Ответ: «Делу время, а потехе час».
Варианты заданий:
№ 1.
Г т Д а Е м С и М п Е о Л б О е С д Т а Ь
№ 2.
Д у Р з У н Г а В е Б т Е с Д я Е
№ 3.
д Г а О с Р л Ь а К д А о Р к А х Б л О е Т б А
Ответы. 1. «Где смелость, там и победа», 2. «Друг в беде узнается», 3. «Горька работа, да сладок хлеб».
Участникам конкурса предлагается прочитать известную пословицу:
Подсказка: сначала надо прочитать буквы в темных клетках, а затем — в светлых клетках.
Ответ: «Рабочие руки не знают скуки».
Варианты заданий:
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Ответы. 1. «Всякое умение трудом делается». 2. «Одна пчела много меду не натаскает». 3. «Меньше говори, больше слушай».
Участники конкурса получают задание: сложить разбросанные кубики так, чтобы можно было прочесть русскую пословицу.
Ответ: «Делу время, а потехе час».
Варианты заданий:
№1
№2
№3
Ответы. 1. «Ученье — лучшее богатство». 2 дороже золота». 3. «Лентяй и сидеть устает».
В клетках квадрата написана пословица, которую участники конкурса должны прочитать. Начало пословицы выделено темным цветом.
Подсказка: прочесть пословицу можно по беспрерывной ломанной линии, причем эта линия не пересекается и не заходит в какой-нибудь квадрат дважды.
Ответ: «Волков бояться, в лес не ходить».
Варианты заданий:
Ответ: «Чистая вода— для хворобы беда»
«Всякий своего счастья кузнец».
Ответ:
Ответ: «Муравей не велик, в горы копает».
Участники конкурса придумывают и вписывают слова в данный кроссворд.
м |
|
|
м |
|
|
м |
|
|
м |
|
|
м |
|
|
Ответ: мак, май, мел, мяч, меч, мул, маг и др.
Варианты заданий:
№ 1
с |
|
|
с |
|
|
с |
|
|
с |
|
|
с |
|
|
Ответ: Сон, сын, сыр, сок, сук и др.
№ 2
л |
|
|
л |
|
|
л |
|
|
л |
|
|
л |
|
|
Ответ: Лак, лук, лев, лес, луч и др.
№ 3
к |
|
|
к |
|
|
к |
|
|
к |
|
|
к |
|
|
Ответ: Кот, кит, кок, кол, кон и др.
Участникам конкурса предлагается отгадать названия деревьев и из букв в выделенных клетках составить ключевое слово: название места, где эти деревья можно встретить.
Ключевое слово:
Ответы. Ель, сосна, липа, береза, клен.
л |
|
|
|
|
|
|
|
Ключевое слово: лесопарк.
Задание можно усложнить: дописать в клетках кроссворда названия цветов и из букв в выделенных клетках составить ключевое слово: другое название цветка «календула».
Ответы: георгин, астра, мак, незабудка, василек, роза, ромашка.
Ключевое слово: ноготки.
Участники конкурса получают задание: написать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. Побеждает тот, у кого получится самая длинная цепочка.
Задание можно усложнить: ограничить слова одной темой: «Птицы», «Посуда», «Города» и т. д.
Например: лев — волк — кабан — носорог — гепард — дикобраз — зебра — антилопа и т. д.
Участники конкурса подбирают как можно больше слов с одной гласной буквой «О» («А», «И»).
Например: пол, мост, ток, рот, соль, торт, кот, кол, сон, сом, сор, сорт и т. д.
Задание можно усложнить: подобрать как можно больше слов с двумя (и более) гласными буквами «О» («А», «И»).
Например: мороз, король, огонь, волос, голос, остров, молот и т. д.; толокно, осколок, молоко, золото, молоток и т. д.; молоковоз, водоворот, водопровод и т. д.
Ведущий предлагает каждому участнику слово, состоящее из трех букв. Слово записано в строку, буквы стоят далеко друг от друга. Участники конкурса должны как можно быстрее записать по пять слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.
Например:
Р |
А |
К |
рука |
акула |
кукла |
ручей |
арбуз |
кино |
речь |
арфа |
каша |
ручка |
ария |
коробка |
резина |
акация |
корова |
Задание можно усложнить: на букву «Р» подобрать имена существительные, на «А» — имена прилагательные или наречия, на «К» — глаголы.
Например:
Р |
А |
К |
рис |
аккуратный |
красить |
рыба |
аппетитный |
колоть |
речка |
активный |
кидать |
роза |
арбузный |
кормить |
рисунок |
аквариумные |
кричать |
Участники конкурса придумывают и записывают новые слова, используя приставки или новую первую часть слова. Побеждает тот, кто доставит больше слов.
• НЕ ... приставка, которая придает слову новое противоположное значение. Например: неаккуратный, недобрый, неглупый, незваный и т. д.
• АНТИ ... приставка, которая придает слову значение противоположности, направленности против чего-нибудь. Например: антивоенный, антигерой, антинаучный, антинародный и т. д.
• НЕДО ... сложная приставка, которая придает слову значение неполноты, неточности, по сравнению с какой-нибудь нормой. Например: недослышать, недосмотреть, недобор, недозрелый и т. д.
• МИНИ ... первая часть сложных слов, со значением маленький. Например: мини-платье, мини-размер, мини-юбка и т. д.
• ПОЛУ ... (ПОЛ ...) первая часть сложных слов, обозначающая превышение меры, крайнюю степень чего-либо. Например: полушерстяной, полутень, полночь, полдник и т. д.
Участникам конкурса предлагается составить слова из букв слова «ярмарка».
Ответ: як, яр, ар, яма, мак, рак, арка, маяк, марка, рамка и т. д.
Варианты слов:
• Слово «телевизор».
Ответ: ор, лев, вор, ров, рот, тир, воз, взор, лето, ветер и др.
• Слово «тарелка».
Ответ: ар, лак, рак, ара, акр, тара, река, кара, катер, карта, карета и др.
• Слово «масленица».
Ответ: ас, ил, лес, мел, лиса, цена, сани, лама, самец, смена и др.
• Слово «раковина».
Ответ: ар, ор, рак, акр, ров, вор, кон, рок, ива, кара, кров, нива, вино, рана, кора, нора и др.
• Слово «журналист».
Ответ: ар, ил, жир, тис, аул, урна, лист, аист, сила, стул, луна, тина, журнал и др.
• Слово «космонавт».
Ответ: оса, ток, кот, ком, сок, сон, сом, акт, окно, нота, коса, мост, стон, совок, носок, откос, моток, восток и др.
• Слово «каникулы».
Ответ: лук, лак, лик, луна, клык, кукла, кулик, лунка, улика, кулак и др.
• Слово «карусель».
Ответ: ус, лес, рак, ель, лук, сук, руль, река, рука, леска, рельс и др.
• Слово «снеговик».
Ответ: век, сон, сок, нос, вес, ген, иго, сев, снег, веко, кино, сено, венок, носки и др.
• Слово «снегопад».
Ответ: ад, сон, год, сад, еда, ода, дно, снег, пена, сода, сено, десна и др.
• Слово «первоклассник».
Ответ: ар, ил, век, лак, лес, лик, пар, пир, рак, ров, рок, сок, вена, вера, вина, волк, кино, клин, клон, лиса, пари, перо, рана, репа, сало, вилка, волан, класс, лепка, леска, насос, соска, парик, парник и др.
Шарада — буквенная загадка, в которой зашифрованное слово делится на части (самостоятельные слова) и разгадывается по этим частям.
Например:
Мое начало — буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.
В этой шараде отгадка первой части слова— «ш», второй— «мель»; зашифрованное слово «шмель».
Бывает много странного на свете:
Вот вам предлог, союз и вновь предлог,
А целое в лесу я как-то встретил —
Со страху еле ноги уволок. У-да-в; удав.
Первое можно засеять вторым,
А в целом мы часто на даче лежим. Га-мак; гамак.
Мой первый слог — предлог.
Второй всегда спасет тебя от зноя,
А в целом — время золотое. О-сень; осень.
В начале слова мы разыщем пищу.
Закончим измерителем глубин,
А целое узнаем — хищник,
Морей полярных исполин. Каша-лот; кашалот.
Ищи у швеи слог мой первый
И запиши без буквы «и».
К нему прибавь спортивный термин.
Теперь меня всего прочти. Гла-гол; глагол.
Три буквы — термин при игре.
Другие три — победный крик.
А в целом — встретишь во дворе,
Услышав вдруг собачий рык. Кон-ура; конура.
Первое слово над чайником тает,
Второе — у папы растет над губой.
А целое — ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой. Пар-ус; парус.
Только два предлога,
А волос в них много. У-с; ус.
Предлог стоит в моем начале,
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. За-дача; задача.
Метаграмма — вид буквенной загадки. В зашифрованном метаграммой слове нужно поочередно одну букву заменять указанными в тексте. Значение слова каждый раз будет меняться.
Например:
Когда я с «д», меня сорвут,
Когда я с «т», на мне плывут.
В этой метаграмме зашифровано слово «плод». Если в этом слове букву «д» поменять на букву «т», получится слово «плот».
Меня ты не напрасно ценишь —
Тебя насытить я могу,
Но если «у», на «е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу. Булка-белка.
Чтоб отгадать, имей терпенье:
С «л» — часть лица, ас «б» — растенья. Лоб-боб.
С буквы «ч» я начинаюсь,
Мелкой рыбой я питаюсь.
Букву «м» на «ч» заменишь —
На себя меня наденешь. Чайка-майка.
С «н» я с музыкой в ладу.
С «с» — на пасеке в саду.
Обувью зовусь я с «б»,
Племя древнее я с «г». Ноты-соты-боты-готы.
С «м» меха я пожираю,
С «б» смертельна я бываю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна. Моль-боль-ролъ-соль.
С «л» — я слезы вытираю,
С «ж» — я по лесу летаю. Лук-жук.
На мне качаясь, птичка весела
И чувствует она себя прекрасно.
Но только с «в» для птички я мила.
А с «с» я для нее опасна. Ветка-сетка.
С буквой «г» — я по небу лечу,
С буквой «в» — детишек лечу. Грач-врач.
Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если «д» на «б» мне сменишь,
Во мне утонешь, как в реке. Долото-болото.
С «г» — я выше облаков,
С «и» — прячу я в себе зверьков. Гора-нора.
С «в» я в поле,
С «м» я в море,
С «п» я в доме,
С «г» в футболе. Вол-мол-пол-гол.
С глухим шипящим — кругл, как мяч,
Со звонким — как огонь, горячий. Шар-жар.
Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею и с «к» зеленею,
Но с «к» вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести и убить. Луг-лук.
Анаграмма — перестановка букв в слове для образования другого слова.
Например:
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
В этой анаграмме задумано слово «липа». Если в этом слове переставить буквы «л» и «п», то получится слово «пила».
В ярком пламене рождалась,
Я невзрачна и сера.
Если буквы переставить,
Стеблем стану я тогда. Зола-лоза.
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можешь что угодно. Нос-сон.
Я лежу на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь, —
В кастрюли я полезу. Шпала-лапша.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы:
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я взлетела б с треском
В ночной небесной тишине. Карета-ракета.
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. Насос-сосна.
Как зонт, могу прикрыть я многих
И в летний зной, и в непогоду.
Но поменяй местами слоги —
Я превращусь в период года. Навес-весна.
Варианты заданий: лето-тело, карп-парк, ямка- маяк, атлас-салат, каприз-приказ, кукла-кулак, комар- корма, терка-актер, масло-смола, водопад-подвода.
Логогрифы — вид загадки, в которой к зашифрованному слову нужно прибавлять (или отнимать) буквы.
Например:
Я похож на быка
И известен я всем,
Но прибавьте мне «к»,
И сам себя съем.
В этом логогрифе зашифровано слово «вол». Если к этому слову прибавить букву «к», получится «волк».
Древесному стволу защиту я даю.
Прибавь мне букву «б», и я тебя убью. Кора-кобра.
На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «н» прибавил мне —
И я уже река. Ил-Нил.
Мы всех, и взрослых, и детей,
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставишь «т»,
Мы их ужасно напугаем. Игры-тигры.
С буквой «р» — подземный житель,
Без нее — мышей любитель. Крот-кот.
Его откроешь — и вода
Из него польется.
Добавишь «э» — и тогда
В кинотеатре он найдется. Кран-экран.
На голове барана и быка
Ты можешь их найти.
А ноту лишь добавишь —
По ней сумеем мы пойти. Рога-дорога.
В июле в рожь войдите,
Вспорхнет пред вами птица.
Вы ноту только отнимите,
И птица в золу превратится. Перепел-пепел.
С «т» — нужна, чтоб в бадминтон играть,
А без «т» — чтоб в космосе летать. Ракетка-ракета.
Варианты заданий: лев-хлев, точка-уточка, кол- укол, зуб-зубр, стол-столб, ель-щель, пол-полк, оса-коса, дочка-удочка, рак-мрак.
Занимательные задачи по математике с ответами, 2-4 класс
Загадки на сообразительность для школьников 5-8 классов с ответами
Логические задачи по сказкам с ответами
Наталья Бармова # 5 ноября 2019 в 12:46 0 | ||
|
Марина Александровна Кочкина # 3 июня 2021 в 11:47 0 | ||
|
Селезнёва Алиса # 28 марта 2022 в 23:32 0 |
👍 мне понравилось |