Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье человека относят к наиболее сложным проблемам, не утрачивающим со временем своей актуальности и значения Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из важных задач любого общества, поскольку будущее строится на здоровье и качестве жизни новых поколений. Как известно, что в самом раннем возрасте, а именно когда ребенок посещает дошкольное учреждение, закладывается основа физического и психологического здоровья. Именно в этом возрасте и происходит интенсивное развитие внутренних органов, становление функциональных систем всего организма, закладываются основы - характер, отношение к окружающим и самому себе.
Отсюда и вытекает значимость формирования у детей представлений о здоровом образе жизни – определенной базы знаний и практических навыков для сохранения собственного здоровья.
Федеральные требования к структуре основной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении впервые выделяют в качестве самостоятельной, среди прочих образовательных областей, образовательную область «Здоровье»,
задачами которой являются:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
Проблема здоровья дошкольников остается актуальной во все времена, включая современность. Неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание, пассивный образ жизни – спутники современных детей. Решение проблемы здоровье-сбережения – это активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Сейчас общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья, умеющей обеспечить возможность сохранения его.
Осознание понятия «здоровый образ жизни» является одной из важнейших задач в решении проблемы формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Важное значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, т.к. забота об укреплении здоровья детей – проблема медицинская, педагогическая, психологическая и социальная. В соответствии с исследованиями необходимо отметить, что лишь на 20% здоровье предопределено наследственностью, на 50% - образом жизни, на 20% - состоянием окружающей среды и только на 10% - возможностями медицины и деятельностью здравоохранения.
А поскольку известно, что здоровье человека закладывается в детстве и в значительной мере зависит от существующих в обществе ценностей, определяющих смысл жизни, то общество не только должно формировать соответствующие установки, понятия о здоровом образе жизни, но и организовывать жизнь подрастающего поколения для решения многочисленных задач, касающихся сохранения здоровья.
Для того, чтобы воспитать в дошкольнике личное желание быть здоровым, необходимо сформировать у него представления о здоровом образе жизни – осветить все сферы или элементы здорового образа жизни, рациональное питание, режим дня, двигательная активность, закаливание, культурно-гигиенические навыки, психоэмоциональная регуляция, медицинская активность и профилактика. Формирование четких представлений о каждом элементе здорового образа жизни позволит дошкольнику грамотно осуществлять самостоятельную здоровье-сберегающую деятельность.
Сейчас дошкольные учреждения возрождают и совершенствуют здоровье-сберегающие технологии, которые являются условиями обучения ребенка и принятия им образа жизни на уровне подражания как одном из механизмов развития личности.
В здоровье-сберегающий компонент входит система ценностей и установок, которые формируют культурно-гигиенические умения и навыки, необходимые индивиду для нормального функционирования организма.
Помимо этого, компонент включает упражнения, направленные на развитие двигательной активности.
Здоровье-сбережение – это режим дня, рациональное питание, двигательная активность, чередование нагрузки и отдыха, психогигиена, использование эколого-природных факторов и других способов оздоровления организма индивида.
Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким
составляющим здорового образа жизни дошкольников:
– соблюдение режима дня, активности и сна.
– двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
– правильное, здоровое питание.
– закаливание.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни. Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Здоровьесберегающие упражнения в детском саду