Игровые упражнения как средство сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста
Автор: Близнюк Виктория Николаевна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с "Чайка"
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольного образовательного учреждения, родителям, студентам педагогических факультетов.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Однако последние 10-15 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый 4-ый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
В результате, очевидной и актуальной является работа по сохранению и укреплению здоровья детей. А направление по внедрению здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных в современной практике ДОУ.
Особенно важной работой по сохранению и укреплению здоровья, на мой взгляд, становится в момент поступления ребенка в детский сад. Поскольку именно в этот период, находясь в условиях адаптации, ребенок более всего подвержен различным заболеваниям.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на сохранение и укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем подвижные игры и игровые подражательные движения как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем подвижные игры в дыхательной гимнастике.
Очевидным является так же тот факт, что сохранение и укрепление здоровья ребенка и развитие его физических качеств будет происходить более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метание, упражнения на равновесие. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. И можно утверждать, что именно игры в результате их активного и системного применения на практике являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.
Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи и педагоги.
- П.Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей;
- Н.М. Амосов – физическому развитию;
- Н.М. Щелованов – оздоровлению;
- Т.И. Осокина – проблеме физического развития дошкольников.
Для реализации поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1.Изучить литературу по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.
2.Осуществить подбор игр, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка младшего дошкольного возраста.
3.Познакомить родителей с комплексом игр и рекомендациями по их проведению, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста.
4.Провести детальный анализ эффективности использования игровых упражнений, игр, направленных на сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели нами была спроектирована работа по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста, которая ведется в двух направлениях:
Работа с родителями
Цель: познакомить родителей с системой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
1.Проводились консультации на тему «Давайте расти здоровыми», «Игры, которые лечат» (предоставлялось информация о том какие игры, какое влияние оказывают на организм ребенка). /Лист информации в приемной, в частном порядке и на собрании/
2.Круглый стол на групповом собрании. Тема: «А у вас?...» Цель: поделиться опытом использования оздоровительных игр и упражнений.
3.Анкетирование родителей с целью выявления физиологических особенностей детей.
В рамках второго направления нами было подобрана и адаптирована к младшему дошкольному возрасту система игр по физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием подвижных игр, классических здоровьесберегающих практик в игровой форме. При этом мы учитывали возрастные особенности детей. Подбирали для детей игры и упражнения направленные на всестороннее развитие и коррекцию нарушений.
На основании диагностики физического развития детей проведённой инструктором по физической культуре детского сада на начало учебного года мы подобрали систему игр и упражнений. Все подобранные игры, в первую очередь должны быть интересны ребенку младшего дошкольного возраста и, во-вторых, оказывать профилактическое воздействие.
Игровые упражнения, направленные на профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.
«Мышка и мишка»
Цель: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Игровые упражнения, направленные на профилактику бронхолёгочных заболеваний.
«Подпрыгни и подуй»
Цель: улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое развитие.
Игровые упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки.
«Коршун и наседка»
Цель: укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.
«Спящий кот»
Цель: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.
Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, сто оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).
Данные игровые упражнения были подобранны в тесном сотрудничестве с медицинской сестрой и инструктором по физической культуре. На основании мониторинга к концу учебного года заболеваемость детей снизилась на 18% благодаря использованию системы игр.
Система игр строится на следующих принципах:
-системности (проводится 2-3 раза в день - утренняя гимнастика, гимнастика после сна и на прогулке)
-доступности (учитываются возрастные особенности детей)
-наглядности.
В результате, используя игры и упражнения, мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости у детей младшего дошкольного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Картотека стихов, пословиц, загадок о здоровье и здоровом образе жизни для детей старшей группы
Дидактическая игра по валеологическому воспитанию детей 6-7 лет