Использование песочной терапии в работе педагога-психолога
Данный материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с дошкольниками.
С введением федерального государственного образовательного стандарта образования, возникла потребность выбирать наиболее эффективные методы коррекционного воздействия, в формах, специфических для детей разных возрастных групп. Прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одной из таких форм является метод песочной терапии.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития психических процессов. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, затрудняющимися в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений.
В одних случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера), в других - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.
Игры с песком:
• создают естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;
• развивают познавательные и психические процессы: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
• позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
• снижают психофизическую напряжённость, развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• совершенствуют речевые возможности: способствуют расширению словарного запаса, развитию связной речи, лексико-грамматических пред-ставлений, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Песок может активно использовать в своей работе как педагог-психолог, так и учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, а также родители.
Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и сформировать ощущение связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры име-ет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом
песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:
- развить позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Песочница развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чув-ства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться: с целью диагностики; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной или долгосрочной психотерапии.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ре-бенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает следующие положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес и мотивация к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают. Использование песочной терапии позволяет специалистам проводить коррекционную работу в естественной деятельности ребенка — игре; решать комплексно различные задачи: развитие ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона и т.д.
Успехов Вам и Вашим детям!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну чисел в пределах 10»
Консультация для педагогов. Песочная терапия
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада
Песочная терапия, как средство коррекции детских страхов