Внеклассное мероприятие "День родного языка" в 6 классе
Викторина по русскому языку «День родного языка» для 6 класса
Цель: ознакомление с исторической основой провозглашения Международного Дня родного языка, развитие познавательного интереса, логики, мышления, культуры общения, творческой активности учащихся, воспитание умений работать в группах, воспитание любви к родному языку. Задачи: формирование умения творческого применения знаний, воспитание чувства гордости за русское культурное наследие; развитие творческих способностей учащихся; воспитание общей культуры. Форма организации: викторина.
Ход мероприятия
Первый ученик (читает слова):
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему нам близок чистый, ясный
Народа русского язык прекрасный.
Второй ученик (читает слова):
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком -
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.
Третий ученик (читает слова):
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык! Учитель:
- Приветствую всех присутствующих на мероприятии, посвященном Международному Дню родного языка.
Международный День родного языка был объявлен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. С этого времени он отмечается ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Перед проведением викторины я хотела бы познакомить вас с одной притчей, которая заставит вас задуматься над ее смыслом: «Однажды в Древней Греции богатого и знатного грека Ксанфа навестили гости. В честь них он устроил пышный пир. Один из гостей обратился к хозяину: «В нашем городе ходят слухи об остроумии и находчивости твоего раба. Прикажи принести ему с базара самое прекрасное, что есть на свете».
Хозяин послал Эзопа на базар.
Через некоторое время Эзоп принес поднос, покрытый салфеткой. Поднял ее, и все увидели на подносе язык.
- Эзоп, причем здесь язык?–задали вопрос в недоумении гости.
- Это и есть самое прекрасное на свете! Языком мы говорим слова нежности, клянемся в верности и любви, языком мы объявляем о мире и говорим слово «свобода».
Спустя время кто-то из гостей опять обратился к хозяину:
- Прикажи рабу принести самое ужасное, что есть на свете.
Хозяин дал деньги рабу и приказал принести самое ужасное на свете.
Эзоп возвратился с тем же подносом. Под салфеткой лежал язык.
- Эзоп! Ты опять же принес язык!
- А разве это не самое ужасное? Языком мы выкрикиваем слова ненависти и объявляем войну, языком мы произносим слово «раб». Вопросы:
1. Подтверждаете ли Вы то, что язык–это и самое прекрасное и одновременно самое ужасное, что есть на свете?
2. В этой притче употреблено слово «язык? В каком значении оно употреблено? Являются ли слова «речь» и «слово» синонимами к слову «язык» в этом тексте?
История возникновения языка уходит далеко вглубь, много тысячелетий назад. Язык развивался и постепенно совершенствовался вместе с развитием человечества. Учитель: Начнем нашу викторину, посвященную Дню родного языка. Из учащихся составлены 3 команды с капитаном. Правильный ответ оценивается одним баллом. Разминка:
1. Объясните историю возникновения выражений:
«выдать на- гора» (из речи шахтеров),
«звезд с неба не хватает» (из речи астрономов),
«авгиевы конюшни» (из мифологии древних греков),
«второе дыхание» (из речи спортсменов),
«этот номер не пройдет» (из речи артистов),
«на деревню дедушке» (из рассказа А.Чехова «Ванька»).
Как называются такие выражения?
2. Что станется с существительными «даль», «пень», «руль», если поставить их во множественное число. (Станут глаголами)
3. Что нужно сделать с существительным «жаркое», чтобы оно превратилось в прилагательное (Нужно изменить ударение)
4. Отгадайте загадку-шутку: Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
- Это черная?
- Нет, это красная.
- А почему белая?
- Потому что зеленая. (Смородина)
5. Замените одним словом:
«в рот воды набрать» (молчать),
«водить за нос» (обманывать),
«идти черепашьим шагом» (медленно).
Как называются такие сочетания?(фразеологические)
6. Подумайте и ответьте на вопросы:
«Н а б а л к о н и х о д я т?» (на бал кони не ходят),
«От чего утки плавают?» (от берега). Задания.
1. Что обозначает слово «патриот»? (тот, который любит свою родину))
2. Что обозначает слово «псевдоним»? (выдуманная фамилия)
3. Как в литературе называется описание природы? (пейзаж) 4. Есть индеец и индус, перепутать их боюсь.
Мой вопрос сейчас таков:
Кто с каких есть берегов? (индеец-из Америки, индус–из Индии) 5. Закончите пословицы:
Слово не воробей, (вылетит -не поймаешь)
Маленькое дело лучше (большого безделия)
Терпение и труд (все перетрут)
Верный друг лучше (новых двух)
Под лежачий камень (и вода не течет)
На чужой каравай (рот не разевай) 6. Какая пара слов не является синонимами:
- «вьюга–пурга»;
- «зной–жара»;
- «дорожка–аллея»;
- «алфавит–чистописание»;
- «нестись–мчаться»? (алфавит–чистописание) 7. Ответьте на шуточные лингвистические вопросы:
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Скрипичным)
- Из какого крана нельзя набрать воду? (Башенного)
- Какой лук не кладут в суп? (Охотничий)
К какому разряду относятся прилагательные: скрипичный, башенный, охотничий? (относительные) 8. Определите падеж у существительного «дело» в пословицах:
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- По твоим делам о тебе судят.(Д.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Т.п.) 9. Назовите безударную гласную в окончании существительных:
Идти по алле… (е), шагать к станци...(и), бежать по дорог… (е), отметить в доклад…(е), отдыхать в санатори…(и),не думать о времен…(и). 10. Определите род существительных:
Тбилиси (город-м.р.), Онтарио (озеро-с.р.), Гоби (пустыня-ж.р.), Тольятти (город-м.р.), Алазани (река-ж.р.), Монако (княжество-с.р.) 11. Определите разряд прилагательных:
Гусиная походка (качественное), волчий аппетит (качественное), заячий характер (качественное)
Гусиная кормушка (притяжательное), волчье логово (притяжательное), заячий выводок (притяжательное) 12. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа предложения:
- «Ребята с увлечением слушали рассказ опытного охотника»;
- «Белеет парус одинокий в тумане неба голубом»;
- «Долго тянется непогожий день»? («Ребята с увлечением слушали рассказ опытного охотника»)
13. Прочитайте, что написано
Чтение начинайте с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
Н Р П К К
Е К А Ш Ы
С Е Н У З
А Р И П Я
(Язык Пушкина прекрасен)
А О Ь Я Т
З П Л И Ч
Ь О О Н Т
Л К Т Е О
(От чтения только польза!)
К Й С Ч О
Ы И У У Р
З К Р О О
Я С И Ш Х
(Хорошо учи русский язык)
14. Что в человеке есть одно, а у сороки двое, в зайце не встречается оно, а слово «зимородок» имеется три? (Буква О)
15. Имеется ли окончание в слове «зимой» в предложении: «Зимой вся природа засыпает». (Окончания нет; это наречие) 16. Распределите слова в три столбика:
Прил.гательное, к.ртина, нап.сать, ст.ловая, д.ректор, соб.рать, в.здушный, р.стение, п.мидор.
Объясните принцип распределения.
(Прилагательное картина написать
Собирать директор столовая
Растение помидор воздушный) 17. Составьте слово: корень его находится в слове красота, приставка – в слове превеликий, суффикс и окончание – в слове грустный. (Прекрасный) 18. Замените слова синонимами без НЕ:
Нелегкий- (трудный);
недорогой- (дешевый);
немелкий- (глубокий);
незлобный- (дружелюбный)
независимый- (самостоятельный);
невежливый- (грубый);
19. Одна или две буквы Н необходимо писать в словах:
Журавли…ое(н), весе..яя(нн), лимо..ые (нн), деревя..ое (нн), мужестве..ый (нн), кури..ый (н).
20. Разгадайте шараду:
Вначале-двойка. Далее мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком-обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
(Ответ: параграф) Подведение итогов викторины. Вручение грамот Заключительное слово учителя: Всю жизнь сопровождает человека его постоянный спутник - язык. С помощью языка мы думаем, обмениваемся мыслями, выражаем свои чувства. С помощью языка мы узнаем новое, ранее неизведанное. Мы познаем мир. Каждый народ имеет свой язык, любит его и гордится им. Родной язык объединяет народ в одно целое. Ученик читает стихотворение:
Наш язык - язык труда и света,
Он могуч, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Русский наш, великий наш язык.
Скачать Викторина по русскому языку для 6 класса на тему "День родного языка"