Цели: развивать интерес учащихся к изучению русского языка; расширять кругозор; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями для конкурсов, плакате высказыванием о русском языке И. С. Тургенева.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.
- Сегодня наша встреча посвящена русскому языку. Россия - это не только огромная территория, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, и посвящается наша встреча.
В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им учителя Тирея, не искушенного в военном деле и вдобавок еще хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тирея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тирей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - зажигательной силой слова. Тирей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов. Эта легенда говорит о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
Попробуйте вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о силе слова.
(Ответы детей:
Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает и др.)
Учитель. Молодцы! Действительно, в этих пословицах и поговорках подчёркивается сила слова.
Русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его различные стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь писал с восторгом о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно...».
Известный писатель К. Г. Паустовский напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
Вот и сегодня мы с вами отправимся в страну русского языка Руссландию, чтобы еще раз убедились, что наш язык - гордость русского народа.
1. Конкурс загадок.
Учащимся предлагаются интересные загадки о словах.
Хитрые загадки
Мой дружок, Умельцев Леха,
Сделал порох из гороха.
А рецепт совсем простой,
Догадайся, дорогой! (Горох - порох.)
Вот девчоночья коса.
В ней сидит, жужжит оса.
Если нам осу прогнать,
Что с косою может стать? (Превратится в букву к.)
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Корзинка.)
Нету братика - исчез,
В макаронину залез.
Вам я правду говорю –
С детства лжи я не терплю.
Брат на шалости мастак,
Может он один лишь так.
Пораскиньте-ка умишком,
Как же назван мой братишка? (Макаронина.)
Что же это? Как же это?
Размяукалась котлета.
Есть теперь ее боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот - лета.)
Бусы женщин украшают,
Все об этом твердо знают.
Чтоб мужчинам их носить,
Нужно что-то отцепить.
Что? Скорее говори!
Я считаю: раз, два, три... (Бусы.)
Что добавить нужно к шине,
Чтоб помчаться на машине? (Машина.)
Если шарф укоротить,
Чем тогда сможет быть? (Шарф.)
Есть такая шапка, дети,
Больше всех она на свете,
Папа наш, такой большой,
Тонет в шапке с головой!
Кто же быстро догадается,
Как та шапка называется? (Папаха.)
Нам за партой не сидится,
Начинаем все крутиться.
Только мы не виноваты:
Нам за партой жарковато.
Бок горит, и жжет плечо –
Очень, очень горячо!
Что ж такое в парте нашей,
Что все варимся, как каша? (Парта.)
Раз ступенька, два ступенька –
Дважды уж споткнулась Женька.
Выше стала подниматься –
Снова стала спотыкаться!
Что же в лестничной ступеньке
Так идти мешает Женьке? (Ступенька.)
Львиную гриву щеткой чесали,
Па пол из гривы две буквы упали.
Кто догадается, кто же поймет,
Что вместо гривы на леве растет? (Грива.)
Что добавить нужно в сок,
Чтобы сыпаться он мог? (Песок.)
Если краешек оладьев откусить,
То тогда в их можно по морю поплыть.
Ну, а если кто не хочет уплывать,
Может ими смело в шахматы играть.
Не спешите сразу делать это только:
Нужно знать, откуда откусить и сколько. (Оладьи.)
«Д» на удочку попалась
И никак не отцеплялась.
Повисела пять минут —
И случилось чудо тут:
Стала удочка короткой,
Издавать вдруг стала нотки.
Ну скажите мне на милость,
Что же с удочкой случилось? (Дудочка.)
В сад поутру буква «Т» прилетела:
Выпить нектара она захотела.
Вот на пион буква «Т» опустилась,
Прямо в середке она разместилась.
Стал на глазах вдруг цветок удлиняться,
Злобно шипеть да еще извиваться.
В бегство живое все в миг обратилось,
Кто мне подскажет, так что же случилось? (Питон.)
2. Конкурс «Веселые вопросы».
1. В состав какого молочного продукта входит коровий рог! (Творог.)
2. Какое животное ходит во фраке! (Рак.)
3. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти! (Катер.)
4. В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)
5. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Иней.)
6. Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (Лук.)
7. Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)
8. Какое очень опасное устройство вмонтировано во все иллюминаторы кораблей и самолетов? (Мина.)
9. Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа! (Желе.)
10. Кто всегда живет во дворце! (Вор.)
11. Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Ракета.)
12. Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квартиры, а третья - с веранды! (Наша, Ира, Вера.)
13. Какая часть тела человека находится в воротнике одежды? (Рот.)
14. Какое сантехническое устройство спрятано внутри каждой подушки! (Душ.)
15. Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит.)
16. Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як.)
17. Из каких цветочков пчелы вместо нектара ром попивают? (Ромашки.)
18. Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Булыжник.)
19. Что занимает ровно половину любого острова? (Ров.)
20. Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Искра.)
3. Конкурс грамотеев.
Диктант «Ошибки настигают повсюду»
1. Вьюжные зимы птичек пугают,
В южные страны они улетают.
2. Дворняжек храбрых свора
Пальто стянула с вора.
3. К задаче своей я не сделал проверку,
Ведь стих сочинял я любовный про Верку.
4. Мы сегодня в классе врали,
Что участвовали в ралли.
5. От солнца и дождика сделан навес,
Дыни под ним продавали на вес.
6. Свою шоколадку я Катьке отдам:
Люблю получать благодарность от дам.
7. Целый час бужу я братца:
За уроки нужно браться.
8. Что мой сосед рисует,
Меня интересует.
9. Вечером у Вари
Свидание на бульваре.
10. Ася, залезая в шлюпку,
Замочила себе юбку.
11. Убедилась я сама:
Есть усищи у сома.
12. Прочесть мы заставили Шуру
О вреде куренья брошюру.
4. Конкурс следопытов.
Все на поиски ошибок!
Нацепив на ноги ласты,
Под водой плывут гимнасты.
Для того, кто нездоров,
Вызывают докторов.
Воют волками метели
В зимнем месяце апреле.
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.
За «двойку» в тетради каждый отец
Сыну обязан сказать: «Молодец!».
Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак пеликан.
Круглый год на Кубе
Дети ходят в шубе.
Ежедневно в три утра
В школу вам идти пора.
У сосны иголки
Короче, чем у ёлки.
Будешь «туча» с «я» писать,
То получишь сразу «5».
5. Конкурс шифровальщиков.
Расшифруй спрятанное здесь слово.
Немного математики
№ п/п |
Примеры |
Да |
Нет |
|
!!! |
1 |
5 + 2 + 1 = 8 |
п |
у |
➙ |
(п) |
2 |
7 – 1 – 3 = 4 |
ц |
р |
➙ |
(р) |
3 |
10 + 5 - 8 = 8 |
х |
е |
➙ |
(е) |
4 |
2 + 7 = 7 + 2 |
в |
ы |
➙ |
(в) |
5 |
6 + 2 + 1 = 1 + 2 + 6 |
о |
ф |
➙ |
(о) |
6 |
5 – 3 = 10 - 7 |
й |
с |
➙ |
(с) |
7 |
7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1 |
х |
а |
➙ |
(х) |
8 |
8 > 6 + 1 |
о |
я |
➙ |
(о) |
9 |
10 - 5 < 7 |
д |
л |
➙ |
(д) |
10 |
1 + 2 + 3 > 9 – 2 - 1 |
м |
н |
➙ |
(н) |
11 |
10 - 5 – 4 < 5 - 4 - 1 |
ю |
о |
➙ |
(о) |
(Превосходно.)
6. Конкурс миниатюр.
- Давайте с вами разыграем несколько миниатюр на «узнаваемость». Может, среди нас есть такие?
Детям предлагается найти ошибки и исправить их.
Миниатюра 1.
Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.
«Успею», - подумала Катя и принялась решать тест.
Через некоторое время мама позвонила по телефону.
- Что делаешь? - спросила она.
- Вожусь с тестом, - честно призналась Катя.
Миниатюра 2.
Телефонный разговор.
- Вам звонит учительница ...
- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок.
- Вам звонит преподавательница ...
- Не верю!
В третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев, Вам звонит преподавательница. Ну почему Вы не верите?
Миниатюра 3.
Это случилось на 1-м уроке.
Новенький стоял возле стола, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
- Где же ты учился, Сережа Елкин? - спросила Зинаида Антоновна.
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35-й школе.
- А раньше?
- Раньше... Начал в 147-й, а еще первее - в 549-й.
- Сначала садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся...
IV. Заключение. Подведение итогов.
Ведущий. Да, нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, в некоторых случаях и вовсе нарушает его.
Мы всегда должны помнить, что правильная речь - это речь без ошибок, без нарушения норм. А хорошая речь - это уместная речь, удачная. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово!
На этом наше путешествие подошло к концу. Но мы с вами всегда должны помнить слова И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистал опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Литературная игра для старшеклассников с ответами
Игра викторина по русскому языку, 8 класс. Конспект
Ролевая игра по русскому языку, 8 класс. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!