Цели: формировать интерес учащихся к изучению русского языка; воспитывать потребность в соблюдении его норм.
Оборудование: реквизит для героев - «словарей», плакаты со словами на различные правила русского языка, карточки.
Организация игры.
Творческая группа ребят, членов литературно-драматического кружка, одетых в мантии ученых, представляет «ожившие» словари, которые посетили школу, чтобы помочь ребятам узнать новое о родном языке и научить их работать со словарями. Героями стали Орфографический, Толковый, Этимологический словари, Словарь иностранных слов. Игра проводится на занятиях в 5-7-х классах в виде встречи со Словарями-помощниками. Ниже представлен возможный вариант подобной игры.
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Ведущий. Ребята, получено странное послание. Вот послушайте и помогите понять, от кого оно.
«Срочно встречайте помощников ликбеза в школе № _____.
Ваши друзья - 19, 13, 16,3, 1, 18, 10. Ключ - алфавит».
- Кто же это такие? Срочно вспоминаем алфавит и разгадываем шифр (по таблице).
Входят Словари.
- Кто вы такие? Представьтесь, пожалуйста.
Словари представляются.
Орфографический словарь. Я узнал, что в конкурсе грамотеев по русскому языку в вашем классе «5» получили (называет фамилии). Очень, очень рад. Молодцы! Я часто встречаюсь с этими ребятами, мы дружим.
Но я знаю: есть и «двойки» у некоторых горе-учеников, они допускают массу ошибок. Надо ликвидировать подобную безграмотность. Срочно подбираем проверочные слова:
проносили-...; щебечут-...;
земляника - ...; свистят - ... .
(В зависимости от класса количество слов, их сложность можно менять.)
- А теперь подберите к ним однокоренные слова. (Ведущий и помощник считают, кто из учащихся больше назовет слов).
- А как быть со словами «облако», «чувство», «искусство», которые проверить нельзя? Правильно, надо обратиться ко мне, Орфографическому словарю. Хочу проверить, как вы умеете работать со словарем. Объявляю конкурс: кто быстрее найдет в словаре и запишет правильно на доске слова:
б..рдовый; в..н..грет;
б..гряный; ат..стат.
(Ребята работают у доски и на своих местах. Каждый ряд получает свое задание).
- Кстати, могу предложить веселую «запоминалку»:
В Бордо (на «о») на площади бордовой
Закат (на «а») багряный и багровый.
- А теперь вместе со мной заучиваем еще одну подсказку (записано на доске или на плакате):
Шорох, шов, шоссе, крыжовник,
Капюшон, обжора, шорник,
Шоколад, жокей, жонглер
Пишем только с буквой «о».
- Дружите со мной, ребята, и в дневниках у вас не будет «винегрета» из плохих и хороших отметок, а аттестаты будут только с хорошими и отличными отметками.
Толковый словарь (останавливает Орфографический словарь). Дружить надо не только с вами, коллега, но и со мной. Ты буквы-орфограммы подсказать можешь, а я целые слова объясню.
Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море — море слов –
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
- Вот скажите, кто такие конь, козел, кошки, мышка? (Ребята отвечают.)
- А если конь, козел? (Выслушивает ответы, комментирует их.)
Конь и козел - гимнастические снаряды, через них прыгают.
Кошки - а) специальные крючья у верхолазов, чтобы подниматься на большую высоту; б) небольшой якорь; в) в старину: ременная плеть с несколькими хвостами.
Мышка - прибор, без которого не обойтись при работе с компьютером.
- Кстати, с этими словами создано много фразеологизмов (можно спросить у ребят, а можно раздать заготовленные карточки с такими фразеологизмами, чтобы сидящие за одной партой дали их толкование, ши на карточках записать значение, а Словарь будет называть фразеологизмы):
Живуч как кошка - о том, кто способен выжить в бедах и болезнях.
Живут как кошка с собакой - постоянно ссорятся.
Черная кошка дорогу перебежала между ними - значит, поссорились.
Коту под хвост - о бесполезно потраченных усилиях.
Кошки скребут на сердце - о состоянии тревоги, беспокойства.
- Есть даже специальный «Фразеологический словарь», где дается толкование фразеологизмов.
Друзья такого словаря передали мне вот такие нарисованные фразеологизмы (иллюстрации к фразеологизмам). Надо назвать эти фразеологизмы. (Проводится конкурс.)
- Вот так-то! Кто много слов знает, много читает, тот часто умеет давать шутливое объяснение значению слов. Составляется такой «Бестолковый словарь»:
Дерюга, зубило, пломбир- зубной врач;
жрец - обжора;
ельник - рот;
ухажер - любитель ухи.
Словарь иностранных слов (подходит к Толковому словарю). От таких слов улыбаться хочется. А вот когда читаешь такое:
«Не “кингсайт” же потомкам от нас перенять?
Наши брифинги?
Неужели престол наш придут принимать “боевикинги”»?
А. Вознесенский «Вторичные люди»
- Вы понимаете, коллега, о чем и о ком речь?
- С большим трудом!
- Я говорю о засорении русского языка иностранными словами, которые используют люди к месту и не к месту, иногда точно не понимая их значения. Даже приветствуют друг друга не привычными словами «здравствуйте», «привет», «всего доброго», а «о’кей!», «гуд бай!». А депутаты наши! Что ни слово - иностранный гость.
Не пресс-конференция, а брифинг;
Не организатор, руководитель проекта, а продюсер;
Не посредник при сделке, а брокер или дилер.
А презентации (представление чего-либо), дивиденды (прибыль акционеров), шопинги (посещение магазинов) - голова кругом!
Я понимаю: без плейера (компактного магнитофона с наушниками), джойстика (устройства-рычажка в информатике), байкеров и рокеров (представителей неформальных молодежных движений, любителей быстрой езды на мотоциклах) сегодня уже не обойтись, но визажист, тинэйджер, киднеппинг - это уже слишком! Кстати, вы слышали такие слова? Каковы их значения? (Работа со словарем.)
Тинейджер - подросток от 13 до 19 лет.
Визажист - косметолог, художник-гример.
Киднеппинг - похищение детей с целью выкупа.
Хакер - программист-взломщик системы защиты данных (в информатике).
- А коверкание слов?! Молодежные сленги? Помните сюжет «Ералаша» со Спартаком Мишулиным? Многострадальный русский язык!
Этимологический словарь (подходит к Словарю иностранных слов). Дорогой друг, я с вами абсолютно согласен.
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Надо почаще нас листать, «выпускать» оттуда слова и «впускать» в свою речь, в свою душу.
У каждого из вас, ребята, есть семья, целое родословное дерево: вы знаете своих бабушек, дедушек, может, даже прабабушек и прадедушек.
У слов тоже есть своя родословная, объясняющая, откуда слово родом и откуда у него такое название.
Вы наши замечательные арбузы любите? А откуда в нашей речи слово «арбуз»!
Я, Этимологический словарь, расскажу вам, откуда у нас на бахчах эта удивительная ягода. Да, да, я-го-да! Слово это проделало большой путь из тюркских языков, где означало... «влага», «жидкость».
Тюркское «карбуз» восходит к персидскому «xarduzak» - «дыня», которое состоит из двух слов: «хага» - осёл, и «duzina» - огурец; получается «ослиный огурец». Возможно, когда-то эти дикие арбузы были пищей для животных, возможно, любимым лакомством ослов.
И сегодня в африканской пустыне Калахари можно встретить «шары» дикорастущих арбузов. Наполненный живительной влагой плод зовут «господином пустыни».
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Хотите узнать о происхождении других слов? Адрес точный - Этимологический словарь. Хотите узнать, родственники ли «калач», «кольцо», «колодец», «колесо», «околица», «коловорот», «колобок», - загляните на мою страничку. А пока можете полюбопытствовать, заглянув в рукописный журнал «В мире слов», который пополняют в течение нескольких лет мои друзья. В нем слова на разные темы (выставляет журнал на обозрение):
«Школьные вещи»;
«Живопись и музыка»;
«Сладкие слова»;
«Армия и техника»;
«Лечебные травы»;
«Овощи и фрукты» и т. д.
Ведущий. Спасибо вам, мудрые словари, за помощь и интересные рассказы об обитателях ваших страничек. Думаю, ребята подружатся с вами, будут следовать вашим советам. Интересно же стать первооткрывателем, не выходя из дома.
Оказывается, наша Россия, или Русь, - это страна, где много рек, озер, а русский - эго человек, живущий у воды. Русь - страна света, светлое место. Так считает С. Романовский, предполагая, что «Русь», «русло», «русалка», «роса», «росяница» - это слова-родственники (см. С. Романовский «Русь» - с. 62 пособия).
Орфографический словарь. Прощаясь сегодня с ребятами, мы хотим каждому вручить памятку «Лингвистический минимум грамотея». Уверены - она ребятам пригодится.
Лингвистический минимум грамотея
Ведущий. Спасибо большое. Великое дело - слово. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - утверждает поэт.
А. В. Солоухин советует: (Ведущий читает стихотворение А. В. Солоухина о значении слова)
Игра викторина по русскому языку, 8 класс. Конспект
Игровая программа по русскому языку, 8 класс
Игры по русскому языку и литературе в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!